Каждый, кто решил отправиться в паломническую поездку, в первую очередь должен для себя четко определить — цель этой поездки?
Это может быть так называемый «православный туризм»: узнать историю монастыря, посмотреть святыни, росписи, иконы и т.д. Или же это желание узнать и возможно понять церковную жизнь, что-то сделать для церкви, потрудиться «Во славу Божию»! И первое и второе хорошо, но второе в духовном плане важнее.
Некоторые едут в монастырь, чтобы помолиться посмотреть монашеское богослужение. А кто-то отправляется в паломническую поездку, что бы попросить молитвенной помощи в решении своих житейских проблем, успеха в делах и т.п.
Есть еще одно паломническое направление в современной церковной среде – так называемый «духовный туризм». Поездки к известному или малоизвестному старцу, в которой люди надеются за вознаграждение или просто за «слёзы», получить гарантированный результат исцеления или решение сложной проблемы. Хорошо если мудрый старец, объяснить природу Ваших сложностей и/или даст совет и Вы его правильно поймете, и сделаете выводы, а если нет….
Православный человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде должен спросить себя: а что для меня Бог, а что для меня Церковь Христова. Духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния, с исповеди, с причастия, с добрых дел и обязательно с молитвы…. Тогда человек (паломник) сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И если даже столкнувшись с бытовыми трудностями или неправильным (как ему кажется) поведением кого-то не соблазнится этим, не расстроится.
Часто можно услышать, что люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации знакомых в Псково-Печерский монастырь или в Дивеево и воцерковились….
Это еще большой вопрос — воцерковились ли они. Правильно ли они поняли и все сразу — опыт и традиции Церкви, смиренно ли приняли ее правила.
Сегодня наряду с настоящими христианами, которые тянуться к Церкви — посещают богослужения, причащаются, исповедуются, есть и среда так называемых «захожан» или околоцерковных людей.
Они считают себя верующими людьми, но при этом не особо участвуют в жизни Церкви, по-своему воспринимают христианскую жизнь и проповедуют свое отношение, которое далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Этому способствует общение в виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими мыслями и дают оценку церковной жизни, мало что в ней понимая.
На сегодняшний день существует значительный и развитый бизнес, ориентированный на паломников. Зачастую организаторы поездок собирают всех желающих, кто готов заплатить за поездку. Но при этом не особо уделяют внимание, какой след оставит эта поездка в их душах.
Изначально паломничество зарождалось, как одно из средств духовного роста человека, которое позволяет не только путешествовать и посещать новые места и поклоняться святыням, но главное — увидеть свои недостатки, а также силу и любовь Божию. Если человек отправляясь в поездку терпит какие-то бытовые неудобства, трудности, он начинает по-другому относиться к жизни, переосмысливает свое отношение к самым обычным вещам. Ведь и миску каши можно съесть очень по-разному.
На заре паломничества в новой России, многие люди ехали в монастыри своим ходом – на автобусах, поездах, да и как часто бывало, надо было еще и пройтись пешком много километров до места. Трудиться там во славу Божию, а не любоваться памятниками архитектуры и красивой природой…
Потрудившись там целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу с благодарностью. Пройдя через все это человек, по-настоящему мог оценить, что такое паломничество.
Я не призываю закрывать современные паломнические службы или запрещать ездить в паломнические поездки. Но каждый настоящий христианин должен понять для себя, чего он ждет от этой поездки.
И обязательно следует спросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. И не просто поставить батюшку перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», – а следует подробно объяснить причины своего решения. В этом случае батюшка сможет дать правильный совет, на что обратить внимание, как себя лучше вести, как подготовиться к этой поездке.
Надо уметь рассмотреть монашескую жизнь, добродетели, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось купить очередной сувенир или лишний раз искупаться в источнике — это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.
И последнее. Православный человек должен воспринимать паломническую поездку как дополнение к своему повседневному служению, как подарок, ниспосланный от Господа. И конечно же, не в коем случае не следует заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.
Помогай Вам Господь.
Иван Кижский