Крестные ходы получили свое название от большого креста, с которым неизменно совершается это шествие. Возникли они в IV веке в восточной части Римской империи. Св. Иоанн Златоуст проводил крестные ходы против еретиков ариан — ночные шествия проходили в Константинополе. Большие серебряные кресты на древках и иконы, торжественно несли по городу.
В V веке в борьбе с ересью Нестория, крестные ходы проводил святитель Кирилл Александрийский. Позже в Константинополе от избавления массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так был установлен праздник – Происхождение (исхождение) честных древ Животворящего креста Господня.
Со временем стали распространяться торжественные крестные ходы в особые праздники или важные события церковной жизни.
В современной практике главный крестный ход, совершается в пасхальную ночь — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне колоколов. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Радость о воскресшем Спасителе не ограничивается одним лишь Пасхальным днём, но всецело простирается на всю следующую седмицу, и потом, в меньшей мере продолжается вплоть до Пятидесятницы.
В эти торжественные дни из богослужебной практики нашей Церкви исключают различные прошения и требы. В эти святые дни мы должны быть устремлены ко Господу, сосредоточится на этих событиях.
На пасхальной седмице, которая называется Светлой, все богослужения представляют собой как бы повторение самой Пасхи.
Крестный ход, совершаемый в Пасхальные дни, – это победное шествие Христа Спасителя со всей своей Церковью – небесною и земною.
На Крестных ходах помимо фонаря, запрестольного креста, образа Пресвятой Богородицы, хоругвей, Евангелия и иконы «Воскресения Христова», выносятся также артос и Святая вода.
На праздничном шествии вокруг храма, совершаемый под перезвон колоколов, делается четыре остановки, осеняют верующих Крестом и окропляют Святой водой на четыре стороны, на восточной стороне у алтаря читается Евангелие о Воскресении Спасителя.
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами и диаконы со своими свечами и кадильницами (если такие есть в штате прихода) и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие священнослужителей предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке. За предстоятелем храма идут прихожане!
Если в храме только один священник, то на пеленах миряне несут икону Воскресения Христова и Евангелие.
Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Открываются двери храма, и крестный ход шествует в храм при многократном пении «Христос воскресе», пока священнослужители не войдут в алтарь.
На практике крестный ход пасхальным чином совершается в следующие дни:
— во всю Светлую седмицу;
— воскресные дни (от Антипасхи до Недели о слепом);
— Преполовение Пятидесятницы;
— отдание Пасхи;
— если храмовый праздник случится в этот период (впрочем, на храмовый праздник всегда бывает крестный ход).
Особого чина для совершения крестных ходов вокруг храма в дни храмового праздника нет.
Помогай Вам Господь!
Иван Кижский