Церковь началась с Христа и его учеников (апостолов). Затем апостолы разошлись по миру и стали создавать общины. Переходя в другие края, несли слово Божие дальше, не забывая созданные ими общины, писали им письма, посещали своих учеников. Из этих общин при помощи Божией, родилась вся жизнь Церкви, Священное Писание, Священное Предание и продолжается уже более двух тысяч лет.
Со временем общины стали называть Приходами, от слова приходить. В древние времена приход конкретного храма практически полностью совпадал с общиной – городской или сельской. Община сама строила себе храм, избирала священника, притч и устанавливала связь с епархией.
Приходская жизнь развивалась, люди стремились к объединению вокруг храма. На приходах создавали воскресные школы, библиотеки, приход помогал своим прихожанам в трудные времена.
В России до революции 1917 года, приход распоряжался средствами, складывавшимися из их же пожертвований, в том числе и самим храмом. В Российской Империи прав юридического лица у прихода не было, юр. лицом был сам храм. Но храм же не может себя ремонтировать, помогать неимущим, учить, просвещать…, все это делали люди, то есть приход.
Поместный собор, проходивший в Москве 1917-18 годах, разработал Положение о православном приходе, он был принят 7(20) апреля 1918 года. Одной из «главной мыслью» принятого Положения заключалось в том, что личное спасение каждого христианина тесно связано с конкретными проявлениями приходской жизни. В этом документе было прописано о необходимость в каждом приходе сформировать ядро активных прихожан, которые могли бы стать опорой для всей жизни прихода.
Не храмы, не стены, не иконы, не святые места и раки с мощами, а люди со своей верой должны стать основой жизни Церкви.
Вот некоторые приложения из этого документа, устанавливающие обязанности клириков и прихожан:
«Приложение к Введению к Приходскому уставу [5 (18) апреля 1918 г.]
I. О богослужении
В воскресные и праздничные дни прихожане и их семейства посещают приходские храмы для присутствования и допускаемого церковными правилами участия в церковном богослужении, за непосещение же без уважительных причин трех воскресений отлучаются (Всел[енский] VI Собор, 80[-е] прав[ило]).
В остальные дни прихожане посещают храм и участвуют в церковном богослужении по мере возможности.
В дни, назначенные церковным уставом для совершения великих освящений воды на реках, озерах, ручьях и т. п., таковые освящения совершаются на местах, установленных для сего местным преданием или назначенных церковною властью, и прихожане с их семьями присутствуют по возможности в полном составе.
В дни, назначенные церковью для поминовения умерших, прихожане участвуют в установленных для сего богослужениях, в приходах, где есть кладбище, панихиды совершаются по возможности на самых кладбищах.
В дни общественных бедствий прихожане соединяются для общественных богослужений, которые совершаются в храмах, а в потребных случаях под открытым небом (на улицах, площадях, полях и т. п.).
В дни, установленные церковным преданием или назначенные церковной властью для совершения крестных ходов, прихожане и их семейства участвуют в этих крестных ходах по возможности в полном составе.
II. О престольных праздниках
В приходах особо чтятся дни праздников и дни памяти Святых, в честь которых воздвигнуты приходские храмы и их престолы. Богослужение в эти дни совершается с особой торжественностью в присутствии и при возможном участии прихожан в их полном составе.
Церковное празднование престольных праздников может продолжаться в согласии с местными обычаями и преданиями несколько дней. К этим дням приурочиваются, по возможности, важнейшие события общественно-приходской жизни: устраиваются общие и приходские собрания, открываются вновь учреждаемые приходом школы и т. п.
В дни престольных праздников настоятель храма с причтом или один из священников с причтом посещают прихожан в их домах для совершения краткой праздничной молитвы* согласно с существующими на этот предмет местными обычаями.
В городах престольный праздник соборного храма почитается как престольный праздник всего города.
В епархиях престольный праздник кафедрального собора почитается как престольный праздник всей епархии.
Престольный праздник Патриаршего кафедрального собора почитается как престольный праздник всей Русской Церкви.
III. О посещении домов
Кроме престольных праздников, настоятель храма с причтом или священник с причтом посещает своих прихожан на их домах для краткой молитвы в дни, установленные местными обычаями и преданием, например, дни Святой Пасхи, Рождества Христова, Крещения Господня, при наступлении Святой Четыредесятницы.
Для напутствования умерших настоятель храма или священник с причтом посещают домы прихожан по их приглашению.
По особым приглашениям прихожан в их домах приходским настоятелем или священником с причтом могут быть совершены и другие допускаемые Церковью для совершения в домах таинства и богослужения.
Для духовного окормления прихожан настоятель и священники, а по их поручениям и другие члены церковного причта могут посещать домы своих прихожан и без их на то приглашения».
Если обобщить суть принятого Собором «Положения о православном приходе», то оно заключается в следующем:
Устанавливался территориальный принцип организации прихода. Требование об обращении за совершением таинств и треб только к своему приходскому священнику было несколько смягчено, но требовалась справка при обращении в другой приход.
Управление имуществом должно осуществляться настоятелем под руководством епископа при участии прихожан.
Для полноправного участия в приходском собрании был установлен 25-летний возрастной порог, кроме членов причта.
Установлены права ведения приходского совета. В составе совета мирян должно было быть не меньше, чем клириков, в совет могут входить женщины, и должны быть представлены все населенные пункты прихода. Решения совета по имущественным и другим важнейшим вопросам подлежат утверждению епископа. Треть членов совета должна быть сменяема ежегодно.
Выборы приходского духовенства были отменены, право назначения клириков закреплено за епископом, но при этом должны были учитываться рекомендации прихода, если они имелись.
Церковный староста, призванный управлять церковным имуществом, должен избираться приходским собранием, отчитываться перед ним и входить в приходской совет. Впервые разрешено занимать этот пост женщинам.
Решения Собора может изменить или отменить только больший Собор. За 100 лет в России Собора, более многочисленного и представительного, чем Поместный собор 1917–1918 гг. не созывалось. Никто не может подвергнуть сомнению и правомочность Поместного собора, так как именно он восстановил патриаршество.
Я не буду описывать гонения на Православную Церковь и верующих в Советский период, это отдельная объемная тема, остановлюсь лишь на некоторых организационно-правовых моментах после военного времени.
С 1945 году после ВОВ всё церковное восстановление шло под жестким контролем советской власти. Церковно-приходские собрание были заменены «двадцатками», председателем был староста, распоряжавшийся церковными деньгами. Священники считались лишь служащими у приходов. На соборе 1945 года была сделана попытка упразднить приходскую общину, вернуться к иерархической схеме. Управленческая церковная вертикаль патриарх-епископ-настоятель вполне отвечала сталинскому духу твердой власти. В приходском уставе 1945 года настоятели были сделаны ответственными за все имущество, хотя это положение полностью противоречило и с постановлением Поместного собора 1917–1918 года и даже с советским законодательством. Власти пока были нужны лояльность епископата и настоятелей немногочисленных храмов, и деньги, поступавшие от приходов в различные фонды.
Новые гонения на церковь начались в конце 1950‑х гг., когда при Хрущеве снова попытались уничтожить Церковь. Был принят по распоряжению свыше новый устав, настоятелей полностью отстранили от всего приходского хозяйства, главным стал председатель исполнительного органа – староста. Во все городские храмы и богатые кладбищенские были поставлены свои люди, которые теперь полностью контролировали и духовенство и епископат, они даже заседали на Поместном соборе 1970 г., избравшем нового патриарха Пимена. А сельские храмы, в которых старостами стали действительно верующие люди, часто «бабушки», «белые платочки», все равно были предназначены к закрытию – село начало вымирать, люди массово переселялись в города.
В 1988 году, в год Тысячелетия крещения Руси, был принят новый устав, раздел о приходе которого представляет комбинацию из соборных постановлений 1918 и 1945 года. С тех пор его редакция неоднократно менялась на Архиерейских соборах, и все время – в сторону усиления епархиальной власти и уменьшения прав прихожан.
В последней, действующей редакции, епархия является собственником всего приходского имущества, которым распоряжается правящий архиерей. Формально приходское собрание и приходской совет сохраняются, но им практически нечего решать, все решения взяла на себя иерархия. В последней редакции даже закреплено право архиерея менять состав приходского совета по своему усмотрению, чего не могли себе позволить даже при царской власти.
За прихожанином остается только выбор какой приход ему посещать, впрочем в городах, многие посещают разные приходы, не становясь членами ни одной из общин. Участие прихожан в распоряжении имуществом, образованном на их средства, полностью устранено, но сейчас уже мало кто видит в этом несправедливость – сказываются годы бесправия.
Вместе с тем, многие приходы живут интенсивной и плодотворной жизнью. Доля тех священников и прихожан, которые руководствуются верой, по-прежнему велика. И это вселяет надежду, что приходские общины смогут укрепиться и действительно стать кораблями, плывущими в вечную жизнь.
Помогай Господь!
Иван Кижский
По материалам сети Интернет.