В дореволюционной России православный человек всю свою жизнь, как правило, ходил в тот храм, который был рядом с местом жительства и священник, служивший в этой церкви, становился духовником на всю его жизнь.
На мой взгляд, это была хорошая традиция и совершенно нормально, если человек не «бегал», как это часто бывает в новой России, в поисках духовного наставника.
Но было бы правильно сначала определиться с другим важным вопросом, как выбрать «свой» храм?
Решение этого не менее важного вопроса лучше начать вот с чего: обойти все ближайшие храмы, походить в них на службы, принять участие в таинствах исповеди и причастия, посмотреть на приход. После чего проанализировать, где Вам больше подходит, где Вам удобно и комфортно, в каком храме батюшка понравился своей рассудительностью и т.д.
Мы же все разные, одному нужно внимание, а другому нужна строгость; кому то надо, чтобы под него подстраивались, а другой умеет подстраиваться сам. И каждый, исходя из этого, выбирает «свой» храм самостоятельно.
Возвращаясь к вопросу о выборе духовника, с этим не нужно спешить. К примеру, у меня духовник появился только через 8 лет, как я стал постоянно ходить в храм.
Есть одна опасность — игра в духовную жизнь! Человек, начинает обо всем спрашивать духовника, и всю ответственность в принятии решения перекладывает на него – «духовник благословил, он за все и отвечает…».
А еще бывает, когда духовные чада начинают спрашивать священника о всяких мелочах, или еще «лучше» — спрашивают благословения, на поездку в отпуск или паломнический тур, имея уже билет на руках. В таких случаях лучше попросить священника помолится – «о путешествующих».
Конечно же, есть и сложные вопросы, на которые человек сам не может найти правильного ответа. В таких случая и нужен разумный ответ священника, который знает Вас, который годами «присматривал» за Вами и принимал таинство исповеди.
Надо сказать, что не у всех священников, к сожалению, есть дарование духовничества. Для обретения настоящего духовного наставника, прежде всего, нужно молиться Господу, и просить его о даровании его Вам.
Есть еще такой вопрос – может ли человек иметь духовника на расстоянии, к примеру, переписываться по интернету, созваниваться и не встречаясь лично?
Да, конечно, такие отношения могут быть, и они очень распространены, особенно в наш современный век технологий. Хотя и раньше это встречалось, я читал, что многие люди имели переписку с известными и почитаемыми в церковной среде духовниками — писали им вопросы и получали от них советы в письменной форме.
И последнее, на чем хотелось остановиться в этой краткой статье – различие между старцем и духовником.
Старцы от духовников, отличаются вовсе не прозорливостью. Хотя прозорливость, как правило, есть у старцев. Но это не главный показатель, к примеру, некоторые люди, которые служат тёмным силам, тоже могут предсказывать судьбу человека. Главное в старцах другое – их Божественная любовь. Любовь, которую ты понимаешь, что она истинная и никакая другая любовь не может заменить ее.
Мне в моей жизни посчастливилось пообщаться с несколькими людьми, которых в народе с любовью называют — старцами. И я могу сказать, что старец узнается по этой любви – всепрощающей и всепокрывающей. Той, о которой апостол Павел говорил: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего…».
Помогай Господь!
Иван Кижский