Что такое православный приход и зачем он нужен православному человеку? Этот вопрос в настоящее время обсуждается в среде мирян. А можно услышать и такое мнение: а нужен ли приход мирянину – причащаться можно в любом православном храме. И действительно, какая разница, если настоящей общины практически нет нигде…
В советский период общинная жизнь сознательно разрушалась. В царское время, возможно, была не всегда идеальной, но после 1917 года была практически полностью уничтожена советской властью. В конце 1980-х годов, Церковь начала возрождаться, в храмы пришло значительно больше людей, чем она могла полноценно принять. И в тех условиях священники имели возможность только откликаться на основные запросы людей: исповедовать, причащать, крестить, отпевать…, но сейчас уже другое время. Сегодня у многих священников есть возможность организовывать или лучше сказать возрождать добрые старинные традиции приходской жизни Русской Православной Церкви.
Но большинство современных пастырей не имеют необходимого опыта, а иногда, к сожалению, нужно отметить и желания. Как происходило раньше (1990-2010гг.), православный человек ходил в храм, его «заметили», затем рукоположили или же отправили учится в семинарию, вот закончил он ее, стал священником, и что он делает — он копирует то, что видел когда был прихожанином. Он будет следовать той модели поведения, которая сложилась в советский и постсоветский период, просто потому, что другого он не видел и не знает.
Как же решать эту застарелую проблему? Конечно же, уделять этому вопросу большее внимание во время учёбы в семинарии. На своём опыте скажу, сейчас в семинариях дают хороший уровень образования, в том числе и этому вопросу уделяют достаточно учебного времени. Но на практике, когда бывший семинарист, становиться священником и попадает в церковную среду, то «старшие коллеги» от него требуют другого…, если по простому — инициатива наказуема!
Многие настоятели мне сейчас «скажут», что человек приходящий в церковь, должен сам проявлять инициативу…, но человек учится жить по-христиански не сам по себе, а в обществе ему подобных. Конечно, наша «обычная» жизнь – на работе, дома – является школой христианской жизни, потому что Евангелие человек может учиться исполнять в любом месте, где бы он ни находился. Тем не менее, он зачастую оказывается среди тех, кому он непонятен, внутренне не близок. И он остается один в некоем практически безвоздушном пространстве.
В храме он рядом с теми людьми, которые точно так же, как и он, стараются научиться жить по Евангелию. Безусловно, общение с ними может ему многое дать. Приходя в храм время от времени, человек может воцерковляться всю жизнь. А если он входит в общину, то процесс его воцерковления идет очень и очень быстро. Дело даже не в том, что вокруг есть люди, которые могут ему что-то подсказать и ответить на какие-то вопросы, – перед глазами у него образ поведения, сам образ жизни окружающих. Это дает ориентиры, за которыми человек может следовать до того момента, пока не окажется в состоянии идти уже совершенно самостоятельно.
А часто бывает и по другому, приходящий человек, видит в церковной общине, нестроения, грубость, несправедливость или просто равнодушие и не только среди таких же как он, но и от священников, он начинает спрашивать, а почему так…, а ему в ответ говорят: «это для твоего же благо, для смирения, тебя нужно сначала «отшлифовать» скорбями и печалями, и посмотреть, как ты с этим справишься, будешь ли «роптать» и подходишь ли ты нам»…А человек в Церковь пришёл за утешением, за поддержкой, за «любовью к ближнему…».
Но давайте вернёмся, к основному вопросу этой статьи — о православной общине (приходе).
Безусловно, не существует какого-то шаблона, как надо создавать православную общину, – образец евангельский есть, а шаблона нет. Все люди абсолютно разные: разные настоятели, разные храмы, разные районы, в которых эти храмы находятся. По-разному складывается приход. Естественно, либо сразу, либо по прошествии какого-то времени вокруг настоятеля образуется некое организационное ядро. Это люди, которые работают в храме: казначей, завхоз, помощники по разным вопросам – сегодня таких помощников должно быть достаточно много: помощник по социальной деятельности, по катехизаторской работе, по работе с молодёжью… Если эти люди являются не просто наемными служащими, а людьми верующими, тем более прихожанами этого конкретного храма, то они и создают костяк прихода. Должны его, по крайней мере, создавать. Безусловно, среди них должны быть люди, которые стоят за свечной лавкой. Очень важно, чтобы на этом месте были не какие-нибудь случайные люди, не просто продавцы, а прихожане этого храма, живущие его жизнью. Продавец свечной лавки – первый, с кем сталкивается входящий в храм человек. Если тут будет прихожанин, а не случайный человек, он не будет просто продавать свечки, крестики и принимать записки – он будет стараться помочь новому человеку, в храм придя, остаться в нем.
Вслед за этим основным костяком, естественно, начинает формироваться круг людей, которые регулярно исповедуются и причащаются, часто беседуют со священниками, с настоятелем, разрешая какие-то волнующие их вопросы. Из них формируется уже «вторая очередь» костяка приходской общины.
Очень многое зависит, конечно, от настоятеля. Но пытаться всех срочно объединить, всех построить шеренгами и куда-то повести ни в коем случае не надо. Это ни к чему хорошему не приводит. Все должно, на мой взгляд, происходить совершенно естественно.
В каждом храме есть нужды, есть что делать. В одном храме есть необходимость в уборке территории, в другом – в помощи уборщице внутри храма или в чистке подсвечников. В третьем храме нужны люди в воскресную школу или такие, которые могли бы заниматься организацией паломнических поездок, каких-то занятий с детьми… Задача настоятеля – находить людей. Общаясь с ними, порой во время исповеди, порой во время беседы понять, что человек конкретно мог бы на этом приходе делать – и не столько потому, что он будет полезен приходу, сколько потому, что и приход будет полезен ему — так и складывается ядро общины.
Очень важна установка настоятеля на то, чтобы прихожан между собой знакомить. Он должен постоянно напоминать им: «Вы ходите в один храм, и совершенно естественно знать друг друга по именам, молиться друг о друге и, увидев, что у кого-то что-то случилось, стараться помочь».
Когда настоятель задает такой тон взаимоотношений – помощи и сострадания, – люди начинают на него ориентироваться. Есть, конечно, такие православные, кому это не нужно, кто равнодушен. Это как раз потребители. А есть люди, осознающие, что только такие отношения правильны, естественны. Но самое страшное, когда сам настоятель равнодушен и является потребителем, такое, к сожалению, тоже встречается….
В стремлении к организации нормальной полноценной церковной жизни нельзя ни в коем случае создавать какие-то искусственные формы. Не надо создавать на конкретном приходе то, что на этом приходе не нужно. Допустим, в какой-то приход традиционно ходит достаточно много молодежи. Если на этом приходе есть священник, у которого интерес к созданию военно-патриотического клуба, то, естественно, там подобные формы работы могут возникнуть. Если же пытаться их внедрить в приходе, где нет для этого никаких предпосылок, то это будет некое мертворожденное дитя.
Священник должен понимать и знать свой приход. И это знание приходит, когда настоятель занимается образованием прихода, потому что, пока священник занимается образованием прихода, и приход занимается образованием своего настоятеля. Это закономерный процесс, так и должно происходить. Слово пастыря и характер его общения с людьми должны не подделываться, не приспосабливаться, а быть органичными в конкретной среде. Ведь священник не для себя служит. Он служит Богу, но служит для людей. Для священника лишних, ненужных, не важных людей быть не должно – ведь нет ненужных и не важных людей для Бога. И это тоже один из фундаментальных моментов формирования общины: все важны, никто не может быть лишним.
https://vk.com/@157239309-zadacha-nastoyatelya-sozdat-dobruu-atmosferu-na-prihode