Наиболее ранние архивные документы (церковные описи) внутреннего убранства Преображенской и Покровской церкви на острове Кижи за 1628-29 года. Они составлены в традициях того времени – обобщенно, без указания количества церковной утвари, а в описании иконостасов даже нет точного указания сколько же было рядов икон. Писцы описывали только иконы местного ряда и богослужебные книги.
Но даже опись в таком варианте давала возможность представить внутренний облик кижских храмов на начала 17 века.
Государственные писцы Никита Панин и Семен Плещеев в 1628-29 годах описали имущество летней церкви Спаса Преображения и зимнего храма Покрова Пресвятой Богородицы: «…божия милосердия образов в тябле: деисус с празники и с пророки на красках». Поименно перечислены иконы местного ряда. Завершалась вся иконостасная композиция золотофонным Нерукотворным Образом.
Местный ряд включал царские врата и северную алтарную дверь. Справа от царских врат были установлены четыре иконы: «Преображение Господне» (на краске), «Воскресение Господне» (на краске), «Покров» (на золоте), «Троица – Отечество, с деяниями» (на золоте), «Спас Вседержитель» (без указания письма), «Пророк Илья, с деяниями» (на золоте). Заканчивался местный ряд с правой стороны северными алтарными дверьми, фон которых был написан красками.
Украшение имела только храмовая икона «Преображение». Ее убранство состояло из серебряного чеканного венца с четырьмя разноцветными камнями, серебряной басмой и приклада: аспидного креста, обложенного серебром. Перед образом стояла восковая свеча с насвешником из листового железа. Поставная свеча была также перед Богородичным образом. Перед тябловыми иконами в «шанданях» горели восковые свечи.
В алтаре писцы зафиксировали одну икону «Богоматерь Одигитрия» и выносной крест. Они располагались за престолом и были написаны на золоте.
Кроме этого в церкви указаны четыре печатные богослужебные книги: Евангелие напрестольное, Евангелие толковое, Апостол, Триодь Цветная и пять письменных книг: Соборник, Устав, Октоих, Псалтырь, Часовник. Также в церкви имелись одно медное кадило и деревянные церковные сосуды.
В Покровском храме церковного имущества было меньше. Оно состояло из скромного трехрядного тяблового иконостаса, включавшего праздничный, деисусный и местный ряды, двух поставных восковых свечей и деревянных сосудов в алтаре.
Опись имущества кижских церквей производит двойственное впечатление. С одной стороны – архаичные осветительные приборы (шандани) и деревянные сосуды (в этот период многие храмы уже имели оловянные приборы), с другой – обе церкви имели высокие иконостасы, редко встречаемые в обонежских церквях в первой половине 17 века.
Кижские церкви, описанные в начале 17 века, не сохранились до наших дней – они сгорели в 1693 (1694) году. Из церковного имущества того времени сохранилась часть икон.
В более поздних документах – церковных описях кижских храмов за 19 век, наблюдаются разительные перемены в количестве и качестве церковной утвари, особенно алтарной. Деревянные сосуды сменились серебряными, к некогда единственной в алтаре иконе «Богоматерь Одигитрия» добавились еще восемь икон.
Пишите в комментариях, о чем бы Вам хотелось узнать из истории Кижского прихода.
Иван Кижский
Материал с использованием сайта музей-заповедник «Кижи» https://kizhi.karelia.ru/