Поклоны в православии

Поклоны в православии

Когда и какие поклоны делаются в церкви, с одной стороны вопрос простой, но требует некоторого анализа и изучения.

В чём заключается духовный смысл поклонов?

Поклоны в церкви на богослужениях или при частных молитвах, выражают смирение, преклонение перед Богом, признание Его превосходства и величия, перед нашей греховностью и несовершенством. Поклон поясной или земной считаться выражением нашей любви и благодарение Богу, особенно при наших прошениях к Нему.

Немногие из православных христиан, которые ходят в церковь, целенаправленно изучали этот вопрос по Типикону (Богослужебный устав) или читали советы святых отцов.

Новоначальный христианин, как правило, на службах повторяет то, что делают другие более «опытные» прихожане, но всегда ли они правы?

Какие бывают поклоны — поклоны бывают великие и малые, или иначе — земные и поясные, и еще бывает преклонение главы.

Преклонение главы  мы делаем, когда священник на богослужениях призывает: «Главы наша Господеви преклоним» или «Главы ваша Господеви преклоните», или когда священник произносит возглас — «Мир всем», а также когда читают Евангелие, когда священник благословляет рукой, Крестом, Евангелием или Святой Чашей.

Поясные поклоны православные верующие должны совершать при всех ектениях после слов «Господи, помилуй» и «Подай, Господи», а также при троекратном «Алиллуйя» и на «Буди имя Господне». Еще при произнесении «Трисвятого» и молитв «Приидите, поклонимся». Не будет лишним сделать поясной поклон при целовании икон и других святынь в храме.

Земные поклоны совершаются во время Великого Поста; при поклонении святыням: Кресту — на Крестопоклонной неделе Великого поста, в праздник Крестовоздвижения, при выносе Креста на праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста; Плащанице — на праздник Успения Божией Матери и на погребение Плащаницы — Господа в Страстную Пятницу Великого Поста; при поклонении святым мощам.

Еще хотелось бы заострить внимание на том, когда земные поклоны не совершаются (это установлено святыми отцами на первом и шестом Вселенских Соборах):
в субботние и воскресные дни, начиная с вечерни в пятницу, а также в период от Пасхи до дня Святой Троицы; на Святки — с 7 по 17 января (по новому стилю); на все двунадесятые и великие праздники; также после Причастия не стоит делать земных поклонов.

Святитель Афанасий (Сахаров) сказал об отмене земных поклонов в особые дни: «…В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчуждившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!».

Однако есть мнение, что если человек имеет особое желание и нужду в усиленной молитве, и хотел бы выразить особое благоговение и почтение к святыне, он может совершить земной поклон и воскресный день, но сделать это желательно так, чтобы никому не мешать и не привлекать всеобщее  внимание.

К продолжению выше сказанной мысли хочу отметить, что нельзя делать поклоны механически, внешне, для галочки, равнодушно. Поклон должен быть, как я написал в начале статьи, наполнен смыслом: благодарностью, любовью, страхом Божиим.

В заключении хочу подытожить: поклоны имеют особое значение и совершать их надо по уставу Церкви, но бывают исключения, главное – чтобы мы не делали поклонов без благоговения, без веры, без страха Божия.

Более подробно — правила о поклонах и крестных знамении на Литургии и Всенощном Бдении я расскажу, даст Бог, в следующей статье.

Помогай Господь!

Иван Кижский

Прокрутить вверх
Пролистать наверх