Кижи фото

Часовня

Часовни Спасо-Кижского погоста.

В этой небольшой статье я хотел бы кратко остановится на часовнях Спасо-Кижского погоста и о внутреннем убранстве этих часовен.

Из архивных документов начало XX века на территории Кижского погоста было 12 часовен:

  1. В честь Успения Богородицы в южной части острова Кижи в деревне Васильево, конец XVII в. – начло XVIII в.
  2. В деревне Ямка в честь Святого Духа и влмуч. Димитрия, XVIII в.
  3. В честь Елецкой иконы Божией Матери в деревне Телятниково, XVIII в.
  4. В деревне Корба в честь иконы Знамения Богородицы XVIII в.
  5. В деревне Кургеницы в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы XVIII в.
  6. В деревне Косельга в честь прп. Макария Желтоводского.
  7. В деревне Воев Наволок в честь вмч. Георгия Победоносца.
  8. В деревне Волкостров в честь апостолов Петра и Павла.
  9. В деревне Еглово в честь иконы Богоматери Всех Скорбящих XVIII в.
  10.  В деревне Липовицы в честь трех Светителей и Соловецких преподобных.
  11.  В деревне Пахинский берег в честь муч. Кирика и Улиты.
  12.  И в деревне Пустой берег, часовни муч. Параскевы.

К внутреннему убранству часовен относится: церковная утварь, осветительные приборы (паникадила, подсвечники) и иконы. В отличие от иконостасов находящихся в часовнях, церковную утварь крайне редко фиксировали священнослужители в своих описях и не особо исследовали специалисты.
Поэтому, я хотел остановиться на иконах находящихся в кижских часовнях, именно иконостасы были главным элементом внутреннего убранства.
По тем немногочисленным материалы, которые были найдены работниками музея Кижи, есть ограниченные сведения только по 8 часовням из 12.

В Кижских часовнях встречаются разные по форме иконостасы: есть тябловые и столярные с резьбой и золочением. В двух часовнях, иконостасы заходят на боковые стены (в д.Васильево, Ямка).

Иконостасы в этих часовнях были однорядными, состоящими из разных икон (в д.Ямка); двухрядными деисусными (в д.Воевнаволок, Волкостров); трехрядными, состоящими из местного, деисусного и пророческого ярусов (в д.Васильево).
Следует отметить особенность кижских часовенных трехрядных иконостасов – третий, верхний ряд состоял из икон с изображениями пророков, в то время как трехрядные иконостасы в ближайшем окружении включали праздничный ряд.

Местные ряды часовенных иконостасов различаются количеством и размерами икон. Крупноформатные местные иконы находятся в Волкостровской (114/96 см) и Васильевской (94/118 см) часовнях. Иконы небольшого размера присутствовали в Подъельниковском храме.

По составу, известные специалистам, местные ряды разнообразны. Они включают Богородичные образы, иконы праздничного содержания, изображения различных святых, их подвиги и чудеса.

Иконография Богородицы ограничена традиционными изображениями: Богоматерь Знамение, Богоматерь Тихвинская, Богоматерь всех скорбящих радость, Собор Богоматери, Покров, Успение.

Иконы с изображением Христа, в известных специалистам местных рядах, представлены слабо. Неизвестный образ, посвященный Спасу, был в среднике на иконостасном щите в Корбинской часовне. В 3 часовнях (Волкостровской, Васильевской и Кургеницкой) имелись иконы «Воскресение Христово – Сошествие во ад». В Кургеницком храме было 2 иконы этой иконографии. Образ Ветхозаветной Троицы был в местных рядах Васильевской и Кургеницкой часовен. Эти примеры отражают относительно медленное изменение часовенных интерьеров по сравнению с церковными и, одновременно свидетельствуют о несколько ином предназначении часовен. Их интерьеры, несомненно, формировались под влиянием личностных нужд прихожан.

<strong>Часовня</strong>

Немаловажная роль в системе внутреннего убранства отводилась оформлению потолков. Потолки четырех кижских часовен имели характерные для Заонежья росписи, известные под названием «небо». На потолках Васильевского и Корбинского храмов изображены ангелы, на Волкостровском — праотцы. Иконография Волкостровского «неба», вероятно, определялась желанием заказчиков, иначе сложно объяснить изображение праотцев на «небе» часовни, поскольку ряду праотцев должен предшествовать чин пророков. Напомню, что иконостас состоял из местного и деисусного рядов. Также отмечу включение в ряд праотцев праматерей Евы и Сарры в известных специалистам заонежских храмах: Волкостровском, Устьяндомском, Кижской Преображенской церкви.

Четвертый потолок — «небо», по данным Л.Петтерссона, был в Косельгской часовне. Небо включало 8 икон клиньев, 4 паруса и центральную икону. «Небо», по сведениям Л.Петтерссона появилось при расширении в 1880-1885 гг. новой молельни и написано оно было местным космозерским иконописцем Михеем Абрамовым.

Потолочные иконы крепились в тяблах, которые украшались растительными орнаментами. Хотелось бы подчеркнуть такую характерную деталь в оформлении храмов данной местности, как разнообразие растительных орнаментов на тяблах, особенно явную на тяблах «неба». В Волкостровской часовне потолок украшают пять различных узоров, в Васильевской часовне, судя по воспроизведениям, было несколько орнаментов, в часовне Архангела Михаила из д.Леликозеро (в пределах 20 км от острова Кижи) — 7 орнаментов.

Стилистический анализ известных сохранившихся икон показал, что жители деревень Спасо-Кижского прихода заказывали написание икон одним и тем же мастерам. 

Мастера, писавшие иконы в Кижские часовни, были верны традиционной технике иконописи и в большинстве случаев придерживались традиционной иконографии. Отход от древних норм иконописания сводился к второстепенным моментам, таким, например, как разрастание вторых планов (многочисленность архитектуры на васильевских иконах), или замена иконописных горок на холмистые пейзажи (клейма корбинских икон).

Помогай Господь!

Иван Кижский

Материал с использованием сайта музей-заповедник «Кижи».  https://kizhi.karelia.ru/

Прокрутить вверх
Пролистать наверх