Что такое православный праздник?
Люди начинающие вступать на путь церковной жизни, часто задают этот вопрос. Зная, как проходят светские и мирские праздники, которые сопровождаются банкетами, застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники православные проходящие в церкви?
Господь Иисус Христос призвал нас для спасения и вечной жизни в будущем веке, только это само по себе, уже является поводом для радости.
И даже, когда мы со слезами раскаиваясь в своих грехах, это — большая радость. У нас есть Господь, который принимает наше раскаяние.
Суть православных праздников заключаются в тихой радости и единения с Богом. В православные праздники в храме обязательно служится литургия, и мы все вместе восхваляем историю нашего спасения и вспоминаем те или иные события Священного Писания или жития православных святых.
Церковные православные праздники делятся на непереходящие и переходящие. Дата непереходящих праздников не меняется и постоянно отмечается в один и тот же день по календарю. Переходящие православные праздники зависят от даты празднования Пасхи.
День празднования Воскресения Христова (Пасхи) высчитывается по солнечно-лунному календарю и отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Это было установлено святыми отцами на Первом Вселенском соборе в 325 году.
Есть двенадцать самых важных церковных праздников, их называют «двунадесятыми», Пасха не входит в этот список, он как главный православный праздник, его еще называют «Праздник – праздников», стоящий отдельно.
Церковный год начинается не 1 января, а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), и потому заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября).
Первый двунадесятый праздник церковного года – Рождество Богородицы (21 сентября по новому стилю).
Следующие непереходящие праздники, которые идут за Рождеством Богородицы:
- Воздвижение Креста Господня (27 сентября по новому стилю);
- Введение во храм Богоматери (4 декабря по новому стилю);
- Рождество Христово (7 января по новому стилю);
- Богоявление, или Крещение Господне (19 января по новому стилю);
- Сретение Господне (15 февраля по новому стилю);
- Благовещение (7 апреля по новому стилю);
- Преображение Господне (19 августа по новому стилю);
- Успение Пресвятой Богородицы (28 августа по новому стилю).
Переходящие православные праздники, как я уже писал, зависят от даты празднования Пасхи и идут в следующей последовательности:
- Вход Господень в Иерусалим, еще его называют Вербное Воскресенье (в 6-е воскресенье Великого Поста, за неделю до Пасхи);
- Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи);
- День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-йдень после Пасхи).
Согласно иерархии церковных праздников, далее следуют Великие праздники, к ним относятся:
- Покров Пресвятой Богородицы (14 октября по новому стилю);
- Обрезание Господне и память св. Василия Великого (14 января по новому стилю);
- Рождество Иоанна Крестителя (7 июля по новому стилю);
- Память первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля по новому стилю);
- Усекновение главы Иоанна Крестителя (11 сентября по новому стилю).
К Великим праздникам можно добавить праздники связанные со Святителем Николаем Чудотворцем, архиепископом Мир Ликийским:
- Память свят. Николая (19 декабря по новому стилю);
- Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари (22 мая по новому стилю).
Далее следуют, все другие многочисленные праздники, которые посвящены бесплотным силам, ветхозаветным и новозаветным святым, знаменательным событиям, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.
Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Так же это применимо к «местночтимым» праздникам и святым, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.
И последнее, возвращаясь к вопросу — как праздновать православный праздник?
Надо вникнуть в историю события или лица, желательно еще самостоятельно изучить этот вопрос в православной литературе или при помощи интернета, как бы приблизиться к событию или лицу, иначе праздник может быть непонятым или неосознанным.
«Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы».
Помогай Вам Господь.
Иван Кижский