Православные праздники: двунадесятые, великие и другие.

Православные праздники: двунадесятые, великие и другие.

Что такое православный праздник?

Люди начинающие вступать на путь церковной жизни, часто задают этот вопрос.  Зная, как проходят светские и мирские праздники, которые  сопровождаются банкетами, застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники православные проходящие в церкви?

Господь Иисус Христос призвал нас для спасения и вечной жизни в будущем веке, только это само по себе, уже является поводом для радости.
И даже, когда мы со слезами раскаиваясь в своих грехах, это — большая  радость. У нас есть Господь, который принимает наше раскаяние.

Суть православных праздников заключаются в тихой радости и единения с Богом. В православные праздники в храме обязательно служится литургия, и мы все вместе восхваляем историю нашего спасения и вспоминаем те или иные события Священного Писания или жития православных святых.

Церковные православные праздники делятся на непереходящие и переходящие. Дата непереходящих праздников не меняется и постоянно  отмечается в один и тот же день по календарю. Переходящие православные праздники зависят от даты празднования Пасхи.

 День празднования Воскресения Христова (Пасхи) высчитывается по солнечно-лунному календарю и отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта).  Это было установлено святыми отцами на Первом Вселенском соборе в 325 году.

Есть двенадцать самых важных церковных праздников, их называют «двунадесятыми», Пасха не входит в этот список, он как главный православный праздник, его еще называют «Праздник – праздников», стоящий отдельно.

Церковный год начинается не 1 января, а 1 сентября по юлианскому календарю, или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), и потому заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября).

Первый двунадесятый праздник церковного года – Рождество Богородицы (21 сентября по новому стилю). 
Следующие непереходящие  праздники, которые идут за Рождеством Богородицы:

  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября по новому стилю);
  • Введение во храм Богоматери (4 декабря по новому стилю);
  • Рождество Христово (7 января по новому стилю);
  • Богоявление, или Крещение Господне (19 января по новому стилю);
  • Сретение Господне (15 февраля по новому стилю);
  • Благовещение (7 апреля по новому стилю);
  • Преображение Господне (19 августа по новому стилю);
  • Успение Пресвятой Богородицы  (28 августа по новому стилю).

Переходящие православные праздники, как я уже писал, зависят от даты празднования Пасхи и идут в следующей последовательности:

  • Вход Господень в Иерусалим, еще его называют Вербное Воскресенье (в 6-е воскресенье Великого Поста, за неделю до Пасхи);
  • Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи);
  • День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-йдень после Пасхи).

Согласно иерархии церковных праздников, далее следуют Великие праздники, к ним относятся:

  • Покров Пресвятой Богородицы (14 октября по новому стилю);
  • Обрезание Господне и память св. Василия Великого (14 января по новому стилю);
  • Рождество Иоанна Крестителя (7 июля по новому стилю);
  • Память первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля по новому стилю);
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя (11 сентября по новому стилю).

К Великим праздникам можно добавить праздники связанные со Святителем Николаем Чудотворцем, архиепископом Мир Ликийским:

  • Память свят. Николая (19 декабря по новому стилю);
  • Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари (22 мая по новому стилю).

Далее следуют, все другие многочисленные праздники, которые посвящены бесплотным силам, ветхозаветным и новозаветным святым, знаменательным событиям, явлению чудотворных икон, открытию мощей.

С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.

Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Так же это применимо к «местночтимым» праздникам и святым, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

И последнее, возвращаясь к вопросу — как праздновать православный праздник?
Надо вникнуть в историю события или лица, желательно еще самостоятельно изучить этот вопрос в православной литературе или при помощи интернета, как бы приблизиться к событию или лицу, иначе праздник может быть непонятым или неосознанным.

«Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы».

Помогай Вам Господь.

Иван Кижский

Прокрутить вверх
Пролистать наверх