Спас Всемилостивый (Белый Спас). XVI век.
В центре иконы фигура стоящего в рост Христа, к его стопам припадают св.прп. Александр Свирский и св.прп. Варлаам Хутынский. На полях иконы, на уровне изображений архангелов — изображения святителя Василия Великого и святых Параскевы Пятницы, Екатерины и Марфы.
История этой чудотворной иконы связана с периодом «Смутного времени» конца XVI – начала XVII веков, в связи с нападениями иноземцев – шведских и польско-литовских отрядов. Данная икона упоминается в народных «сказаниях» с 1612 года и во все последующие времена до настоящего момента.
Известно, что в Кижах во вновь построенной в 1714 году Преображенской церкви (на месте сгоревшей от удара молнии), икона «Всемилостивого Спаса» (Белый Спас) на правах чудотворной иконы Кижского погоста располагалась вне местного ряда, но также на почётном месте – за правым клиросом, в пышном, торжественном убранстве: «… на нем риза и венец серебряные, в киоде резном под червонным золотом, с колоннами золочеными у коих наверху сень золоченая самой высокой работы». В 1814 году в Петербурге был заказан дорогой, изящный серебряный оклад для нее.
В 1815 году у иконописца из д. Толвуи Федора Данилова, кижским приходом была заказа копия чудотворной иконы «Белый Спас» и посеребренный оклад к ней, и помещена она была в другой церкви Кижского погоста в Покровской. Создание копии подтверждает особый статус, любовь и почитание этой древней иконы.
В 1937 году, после закрытия Преображенской церкви, события разворачивались следующим образом: чудотворная икона была перенесена в местный ряд действующей Покровской церкви; а на её место в Преображенскую церковь поставили икону – копию «Всемилостивого Спаса» (Белый Спас). Икона – копия вместе с другими иконами была вывезена в 1943 году в Финляндию.
В 1943 г. во время оккупации Заонежья финнами, чудотворная икона Всемилостивого Спаса была помечена надписью «Kisin Talvi Kirkko», свидетельствующей о наличии иконы в данный период в зимней, Покровской церкви. А на иконе – копии появилось финское цифровое обозначение «4/155» (под цифрой «4» числились иконы, вывезенные в Финляндию из Преображенской церкви).
Странная история произошла с чудотворной иконой. Она исчезла! В 1944 году вывезенные иконы, в том числе и икона – копия, экспонировались на выставке в г. Хельсинки. После возвращения икон из Финляндии в 1945 году икона – копия под новым названием «Спас Смоленский» была принята в фонды Музея изобразительных искусств.
В то же время судьба чудотворной иконы «Белый Спас» сложилась совсем иначе. Перипетиями военного времени её забросило в груду «… ненужного церковного хлама…». К счастью, икону совершенно случайно здесь, в амбаре из деревни Коккойла обнаружили главный хранитель музея «Кижи» А.Т. Беляев и научный сотрудник Б.А. Гущин.
Икона была в окладе и после снятия его с иконы, опытный глаз кижского реставратора И.М. Гурвич после пробной расчистки увидел прекрасный образец иконописи XVI века. Тогда же, в 1968 году, икона под названием «Спас из церкви Преображения» (без инвентарного номера) поступила на реставрацию в Государственную центральную художественную научно-реставрационную мастерскую.
Икона была раскрыта в 1973 году И.М. Гурвич и в 1976 году, после реставрации, под названием «Спас Смоленский» (Кижи КП-253/4) была введена в состав местного ряда иконостаса зимней церкви Кижского погоста на то же самое место, с которого она исчезла в период финской оккупации.
Но при этом все эти годы икона не ассоциировалась со своим первоначальным названием «Всемилостивый Спас» или «Белый Спас» и не воспринималась как местная чудотворная реликвия.
И, тем не менее, тайну иконы, столь долго таившей свою истинную значимость под разными названиями, удалось раскрыть.
Желательно вернуть иконе традиционное известное с 1628 г. название «Всемилостивый Спас», получивший в народе признание как легендарный «Белый Спас». И, конечно, необходимо установить эту особо почитаемую икону на своё прежнее почётное место – за правым клиросом в интерьере знаменитой 22-главой Преображенской церкви.
Несомненно, новое обретение древней реликвии Кижского погоста – иконы «Белый Спас» – придаст ещё большую популярность заповедному острову.
И многие паломники и прихожане знающую истинную духовную ценность этой чудотворной иконы будут стремиться воздать свои прошения и молитвы перед ней.
Такова история кижской чудотворной иконы из церкви – предшественницы Преображения Господня. Иконы с таинственной биографией и почти четырехсотлетнего возраста.
Помогай Господь!
Иван Кижский
Материал с использованием сайта музей-заповедник «Кижи». https://kizhi.karelia.ru