У многих крещеных людей, возникает подобный вопрос.
В выходной день хочется хорошенько выспаться, отдохнуть, не торопясь позавтракать, побыть с семьей, сделать какие-то дела по дому, а тут «придумали» встать, идти в церковь. Зачем?
Ну, если так хочется можно помолиться дома, «Бог, он же везде…»
Чтобы обосновать свою лень, можно найти и не такие возражения. Давайте немного по рассуждаем на эту тему.
Для начала надо понять, значение и смысл в еженедельном хождении в храм, чтобы потом уже можно было сравнить с этим наши самооправдания.
Это требование выдумано не людьми, оно дано в Десяти Заповедях Господом: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11).
За неисполнение только одной этой заповеди в Ветхом Завете полагалась смертная казнь, как за более тяжелый грех, например, такой как убийство.
В Новом Завете вместо субботы большим праздником стало воскресенье, Христос воскрес из мертвых и освятил этот день.
По церковным правилам VI Вселенского Собора (который прошел в Константинополе 680-681 г.г.) нарушителя этой заповеди полагалась отлучить от церкви «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».
Бог не стал бы давать нам ненужные заповеди, да и церковные правила принимались на соборах не для того, чтобы мучить людей.
Смысл заповеди «О посещении храма» в чем он?
В Христианстве все заповеди и учения вырастают из самооткровения Бога Троицы, явленного чрез Господа Иисуса Христа. Соединение с Господом, участие в Божественной славе – это главная цель в жизни православного человека.
«Бог есть любовь и пребывающий в любви – в Боге пребывает, и Бог в нем», по слову апостола Иоанна (1Ин.4:16), тогда и соединиться с Ним можно только через любовь.
В законе Божием все сводится к двум заповедям: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37-40). Но разве можно исполнить эти заповеди без посещения храма? Если мы любим, какого-то человека, то разве не стремимся чаще видеть его? Разве возможно представить, что влюбленные избегали встреч друг с другом? Конечно, в современном мире можно пообщаться в интернете при помощи электронной почты или в соц.сетях, можно по телефону, но разве не лучше бы говорить лично. Вот так и православный человек, любящий Бога, стремится к Нему на встречу в церковь на службу, а главной церковной седмичной (недельной) службой является – воскресная литургия.
Именно это отношение и рождает потребность в посещении храма делая это внутренне необходимым для человека.
Это не удивительно, ведь в храме Божием Он непрерывно пребывает Своим «Телом и Кровью». В нем Он возрождает нас в таинстве крещения. Вот и получается, что земная церковь – это наша малая небесная родина. В храме Господь прощает нам наши грехи в таинстве Исповеди. Только здесь (кроме отдельных случаев) мы соединяемся с Ним в таинстве Причастия.
Многие современные люди боятся сглаза, порчи, колдовства…, некоторые из них увешивают себя различными амулетами, ставят свечки по углам и забывают о главном, что церковная молитва в храме может спасти человека от действий сатаны. Ведь он трепещет от силы Бога и неспособен навредить тому человеку, который пребывает в Божией любви, который соединяется с Господом в таинстве причастия. С людьми, которые осознают и каются в своих грехах, которые пытаются, с разным успехом, исправить свою жизнь «Господь и дела приемлет, и намерение целует, и деяния почитает и предложение хвалит» (Из поучения св. Златоустого на утрени в первый день Пасхи).
Но не только Господь в храме защищает нас и дает нам силы, Он еще и учит нас. Ведь в богослужении – Господь учить нас Божьей любви. Через Евангелие мы слышим Его слово, через церковное предание вспоминаем Его чудесные дела, узнаем о «будущем веке». На церковной службе мы узнаем о подвигах мучеников, победы подвижников, о жизни праведников. В храме мы встречаем и радуемся светлому Христову воскресению.
Неслучайно воскресное богослужение называется «малой Пасхой». Иногда нам кажется, что все вокруг безнадежно и страшно, но воскресная служба говорит нам о надежде.
Проверено временем, кто не участвует в таинстве Причастия, практически не способны усвоить волю Божию. Священное Писание оно подобно «инструкции» для получения небесной благодати. Но если просто читать инструкцию, не пытаясь, как например в обычной жизни, собрать какую-то мебель, то она останется непонятной и ее мы быстро забудем. Проверено, человеческий ум быстро забывает (отфильтровывает) неиспользуемую информацию, поэтому Св. Писание не отделимо от церковных служб.
Уже многими подмечено, что те, кто регулярно ходит в храм отличаются от основной массы людей они несколько другие и по внешнему виду, и по душевному состоянию. Для них добрые поступки становятся естественными, и вдобавок частая исповедь мешает делать серьезные грехи.
Конечно и у православных христиан страсти иногда (особенно в пост) обостряются, ибо дьявол не хочет, чтобы люди, после своей земной смерти, поднимались на небеса к Господу. Потому дьявол особенно и нападает на православных, как на своих главных врагов. Но мы не должны этого бояться, а должны твердо стоять в своей вере и исполнять, что заповедал нам Господь.
Если человек говорит, что он крещенный, но не ходить на службы в церковь и не общается в молитве с Господом и со своими братьями и сестрами, то какой же он православный? Большой знаток церковных законов, патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон говорил, «из этого открывается одно из двух – или то, что таковой не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве к Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо, почему же он в течение двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божьим?»
Русь, которую называют Святой и существует, как и другие христианские народы, благодаря богослужениям. Только в церкви мы может избавиться от давления нашей повседневной суеты и вырываться в Божий покой. Церковная молитва, а если сказать по проще – службы проходящая в церкви и добродетели могут изменить мир. И это не уход от реального мира, а мудрость и мужество. Только не «далекий» человек будет сам пытаться справиться с натиском зла, такими как стихийное бедствие или война. Только любящий Бог защитит Свое творение.
В храме мы просим Господа, Божию Матерь и святых исцелить от болезни близких и родных, сохранить путников, спасти погибающих и еще мы вспоминаем тех, кто ушел из этого земного мира, но для Господа нет мертвых. Много было случаев, когда умершие являлись и просили помолиться о них. Они говорят, что каждое воспоминание особенно в церкви для них – как праздник, как день рождение, а мы часто забываем об этом. Где же тогда наша память, наша любовь к ним? Представьте их печальное состояние, они уже без своего тела, не могут причаститься, добрых дел (например, дать милостыню) тоже не могут сделать. Они ждут этой помощи от своих близких, а получают только отговорки, например, надо выспаться в выходные, отдохнуть, дела сделать и т.д. Это как сказать голодному родственнику: «уж прости, не дам я тебе покушать, отдохнуть хочется».
А ведь для них молитва в храме – это настоящая пища, а мы съездим на кладбище, в лучшем случае раз-два в год, поставим мраморный памятник (который усопшему как камень на груди, он же не может сказать, что для него было бы лучше крест на могилке) и считаем все что полагается сделали. А бывает и того хуже — нальем стопочку водки и поставим на могилку и не догадываемся, что налитая на кладбище водка ни кому не нужна, кроме бесов и алкоголиков.
Еще раз повторюсь, часто можно услышать: воскресенье – это единственный выходной день, надо выспаться, побыть с семьей, сделать домашние работы, а тут надо встать, идти в церковь.
Что касается общения с семьей, а кто мешает всем в полном составе пойти в храм? Если еще дети маленькие, то жена может подойти в церковь чуть позже ближе к причастию, а после окончания службы всем вместе погулять, пойти в парк или кафе, а еще лучше показать пример добрых дел своим детям. Разве это можно сравнить с тем «общением», когда вся семья дружно смотрит телевизор или «лазает» в своих телефонах?
А что касается домашних работ, Господь в Евангелие прямо говорит, что в воскресный день нельзя исполнять те дела, которые не являются существенно важными и которые можно сделать в другой день. Например, нельзя устраивать генеральную уборку или стирку, заготовки на зиму и т.д. Время покоя длится с вечера субботы до вечера воскресенья. Все необходимые работы по дому необходимо планировать и не переносить их на воскресный день.
Дела и хлопоты, которые мы можем и должны делать в воскресенье и великие праздники и которые приятны Богу – это ДОБРЫЕ дела. Помочь убраться у пожилого человека или больного, спросить в храме, нужна ли какая помощь, помочь многодетной семье и т.д.
И еще часто можно услышать — в храме все такие сердитые, бабушки ругаются, а еще православные. Таким я быть не хочу и поэтому в храм не хожу.
Нужно понимать, что в церковь приходят люди не с Луны, а из окружающего нас мира. А там бывает и ругаются и сердятся и раздражаются на окружающих, иногда называя это борьбой за справедливость.
Люди, приходящие в храм не могут, как по мановению волшебной палочки сразу измениться и стать добрыми, кроткими и терпеливыми. Бог дал нам свободу воли, и без наших с Вами усилий ничего само не измениться.
Мы «пребываем» в Церкви только отчасти, и если эта часть очень большая – тогда человека называют святым, но чаще всего это часть поменьше. А порой человек держится за Бога лишь одним мизинчиком, но при этом очень часто дает советы на право и на лево. Но пока еще у нас с Вами есть время и остаётся надежда. Судить церковь и людей Господь будет только по окончании века, а не по тем, кто еще не закончил свой земной путь. Недаром говорят, что «конец венчает дело».
Церковь сама называет себя больницей душ, поэтому разве разумно ожидать, что Ее заполняют здоровые? Здоровые есть, но они уже находятся на Небесах. Когда все желающие исцелиться воспользуются этой помощью Церкви, тогда она явится во всей своей красе. Святые – вот кто ясно показывает мощь Бога, действующего в Церкви.
Так что в храме надо смотреть не на окружающих, а на Бога, ведь главное что бы мы пришли к Нему.
О том, какие есть правила и традиции поведения в православном храме, мы поговорим в следующей статье.
Помогай Вам Господь!
Иван Кижский