«Небеса» Преображенской церкви на острове Кижи будут воссозданы.

«Небеса» Преображенской церкви на острове Кижи будут воссозданы.

«…в стране дикой и пустынной, в стране дремучих лесов и бесчисленных озер, в этом «крестьянском царстве» отложился пласт культуры глубиною в тысячелетия, созданы художественные ценности, отвечая самому изысканному вкусу».

«Небеса» (потолочные иконы) Преображенской церкви на Кижском Погосте, утраченные в годы Великой Отечественной войны, решено воссоздать и работы уже ведутся, которые должны быть завершены (даст Бог!) в 2024 году.

Сейчас готовиться проектная документация. В дальнейшем после усадки конструкции после проведенной реставрации, на свое историческое место  вернутся тябло (деревянный брус алтарной преграды, использующийся для установки икон), замковое кольцо, иконы, и будут проведены заключительные работы.

Интересно, что идея воссоздания «неба» в интерьере церкви Преображения Господня на острове Кижи рассматривалась еще более 60 лет назад в 1956 г.

Вот, что писала в своей статье работник музея Кижи Гущина В.А.:

«Впервые о наличии «неба» в Преображенской церкви упоминается в Описи имущества Преображенской церкви 1867 г., где поименно перечислены иконы: «В куполе образ Пресвятой Троицы круглый, вокруг написана молитва Господня. Вокруг сего образа: Праматери Еввы и Сары, Авеля и Сифа, Зоровавеля и Ионы, Ноя и Нафана, Рувима, Иосифа при распятии Господня, Мафусаила, Захарии и Еноха, Адама и Авраама, Исаака и Нафана, Иосифа и Аарона, Мелхиседека, Иоекиля и Акопа, Вениамина и Ареда, Симеона Богоприимца. Над каждым из этих образов находятся изображения ангелов».

 «Небо» церкви Преображения Господня не имело угловых икон («парусов»), так как собственно–церковное помещение имеет восьмигранную форму.

Впервые фотофиксация фрагментов «неба» Преображенской церкви была сделана в 1903 г. И.Билибиным и в 1926 г. Ф.Морозовым.

«Небеса» Преображенской церкви на острове Кижи будут воссозданы.
Фрагмент «неба» Преображенской церкви. Фото И.Билибина. 1903-1904 гг.
«Небеса» Преображенской церкви на острове Кижи будут воссозданы.
Центральная часть иконостаса и фрагмент «неба» Преображенской церкви. Фото Ф.Морозова. 1926 г

Полная фотофиксация икон неба была выполнена в 1943 г., во время оккупации Заонежья финскими войсками.

«Небеса» Преображенской церкви на острове Кижи будут воссозданы.
Фрагмент иконы «неба» «Св.праотец Иисус Навин и св.Владимир» из Преображенской церкви. Фото П.Хярконена. 1943 г.
«Небеса» Преображенской церкви на острове Кижи будут воссозданы.
 Фрагмент иконы неба «Св.праотец Нафанаил и Ной» из Преображенской церкви. Фото П.Хярконена. 1943 г.

 Тогда же при разборке иконостаса финский исследователь Ларс Петтерссон зафиксировал наличие нескольких «древних карнизов», сохранившихся за резной рамой иконостаса, украшенных изображениями цветочного орнамента и херувимов на белом фоне.

После демонтажа финнами икон иконостаса и «неба» на месте сохранились фрагменты тябл, принадлежавшие первоначальному тябловому иконостасу, конструкция каркаса существовавшего на момент демонтажа иконостаса и тябла «неба».

Оставшиеся в церкви тябла «неба» сохранились и находятся в фондах музея «Кижи». Там же хранятся тябла старого иконостаса

 В 1949 г. архитектор А.В.Ополовников также отметил, что «… за новым иконостасом сохранились расписные тябла старого иконостаса».

В 1950 г. во время снятия на реставрацию трех икон деисусного яруса за иконами центральной части иконостаса обнаружилась часть старой расписной тяблины.

В Национальном архиве Финляндии хранится коллекция Ларса Петтерссона, в которой сотрудником музея «Кижи» Т.Ю.Дудиновой выявлены материалы фотофиксации икон «неба», представляющие большую ценность для разработки данной темы.

Там же хранится неопубликованная рукопись книги «Преображенская церковь» Ларса Петтерссона и Пенти Хярконена (планировалась к печати в 1944 г.), в которой авторы значительное внимание уделили описанию живописи икон «неба». В данном тексте впервые зафиксированы живописные особенности икон небесного свода.

Текст дан в переводе Т.Ю.Дудиновой с финского на русский язык без изменений: «… облака и фигуры обрисованы толстыми линиями. Интенсивность мазков присутствует в прорисовывании складок одежды, где использованы мазки в палец толщиной. Фон икон темный, сине–зеленый. По краям и между плывущими облаками мы встречаем яркую гамму красок: белый, оранжевый, красный и зеленый цвета, а по внешнему краю красно–коричневый цвет. У ангелов и святых роскошные одежды. Особенно красиво одеты Мелхиседек, Вениамин, Захарий. На них дорогие парчовые одежды, их пурпурные мантии обрамлены мехом горностая. Можно предположить, что такая одежда могла быть праздничной одеждой русских бояр. Скромные зеленые плащи наброшены, например, на Адама, Ноя, Малахия. Ковчег, который несет Ной, погруженный в свои мысли, красного цвета… у него криволинейный нос как у онежской лодки…. В самом верху в мандорле изображен белый голубь – образ Святого духа на фоне лососево–красного цвета…».

Сравнивая красочный диапазон, позднее применявшийся известными иконописцами Заонежья М.И. (1830–1912) и И.М. (1869–1930) Абрамовыми, можно констатировать использование ими аналогичных живописных расцветок. Они также использовали золотисто–бурые, желтые, красно–коричневые, сине–зеленые, белые, темно–коричневые краски.

Знаменательно то, что московский реставратор Н.Е.Мнева, которая вместе с реставратором В.Г.Светличной (Брюсовой) по распоряжению И.Э.Грабаря была направлена в 1945 г. в Петрозаводск для разбора вывезенных финнами икон, впервые встретилась в Петрозаводске с иконами, образующими «небеса», называя их «шатровыми досками».

Она писала: «Иконы эти по преимуществу огромного размера…. Они написаны на досках различной формы в виде треугольников, кругов, цилиндров… предназначенных для оформления шатров и прилегающих к ним частей с внутренней стороны деревянных церквей. Это изображение: Архангелов, Апостолов, пророков, трубящих ангелов, олицетворяющих собой части света; Благовещения, Спаса, Херувимов».

Автор сетует на финнов, разоривших «… замечательное внутреннее убранство, созданное искусством плотника, резчика и живописца».

Возвращенные из Финляндии иконы XV-XVIII вв. были восприняты Н.Е.Мневой с необычайным интересом к новому, неведомому ранее искусству крестьянской живописи Заонежья.

Она отметила характерные особенности икон XVII в.: суровость и экспрессивность, упрощенность манеры написания, не снижающей выразительности и силы образа. Палитра, по ее наблюдениям, включает три–четыре цвета с преобладанием рыжеватой охры, багора и темно–синего. Встречается более пестрая палитра: красная кирпичного оттенка, лиловато–розовая, густо синяя, желтая, а также белые пробела, вносящие особое оживление.

Автор отмечает: «В этих иконах очень много фольклорного, сказочно–фантастического. Много народной непосредственности восприятия….В красочной симфонии…чувствуется радостное восприятие мира». Подчеркивается: «Чутье художника и монументалиста сказалось особенно в крупных фигурах… Святые написаны как бы одним взмахом кисти, очерчивающим всю фигуру сильным и твердым контуром. Складки одежд прочерчены широкими энергичными линиями».

Таким же эмоциональным было восприятие возвращенных из Финляндии икон В.Г.Светличной (Брюсовой). Осмотр икон произвел огромное впечатление: «Нашему взору впервые предстало замечательное явление в русской живописи XVII-XVIII вв. – Заонежская школа», вспоминала В.Г.Брюсова. Она также впервые встретилась с необычными, разноформатными иконами (круглыми, трапециевидными, треугольными), была незнакома с местом нахождения этих «расписных досок» в церковном интерьере, предчувствуя какую-то «определенную систему внутреннего оформления».

Таким образом, Н.Е.Мнева и В.Г.Светличная (Брюсова) впервые встретились с неизвестными им ранее разноформатными иконами и не были знакомы с обозначающим их термином – «небо», используя свою терминологию: «шатровые доски», «расписные доски».

В.Г.Брюсова отметила, что во время реставрации «… засияли краски удивительной интенсивности и красоты – бирюзовые, киноварные, золотистая охра… Живопись… не утратившая… яркости цвета, отличается своеобразием стиля. Широкое и свободное письмо сочетается с достаточно высоким профессионализмом и пониманием декоративного назначения живописи».

Выражая свое восхищение и удивление, В.Г.Брюсова пишет: «в стране дикой и пустынной, «краю непуганых птиц», в стране дремучих лесов и бесчисленных озер, в этом «крестьянском царстве» отложился пласт культуры глубиною в тысячелетия, созданы художественные ценности, отвечая самому изысканному вкусу».

Качество и объем работы, выполненной В.Г.Брюсовой совместно с ее учеником Г.Жаренковым, способным реставратором и мастером своего дела, в дальнейшем позволило доверить ей ответственное дело – восстановление интерьера Кижской Преображенской церкви.

Учитывая все достоинства, открывшиеся при знакомстве с местной иконописью, В.Г.Брюсова предложила следующее: «Я выяснила возможность в принципе восстановления „неба“ в Кижской церкви. Таким образом, идея воссоздания «неба» в интерьере церкви Преображения Господня рассматривалась более 60 лет назад (1956 г.).

Кроме того, при первичном ознакомлении с иконостасом Преображенской церкви В.Г.Брюсова отметила его значимость, а также отметила, что иконы «неба» являются неотъемлемой частью интерьера этого уникального памятника северного деревянного зодчества».

Архитектор Б.В.Гнедовский (1914–1998) относил «небо» как архитектурно–художественный прием древнерусских зодчих к числу самых высоких творческих достижений. Он писал: «Среди многообразных форм перекрытий молельных залов деревянных церквей наиболее эффектен и сложен потолок «неба». Это высшая точка поисков предельной торжественности и парадности внутренних пространств древнерусского деревянного храма… этого интересного и пока еще во многом загадочного художественного приема…

Большинство сооружений с перекрытием «небом» находится на Севере России: в Карелии, Архангельской и  Вологодской областей.

Иконы «неба» лучше всего сохранились в селах Заонежья. «Небо» в интерьере храма становится вторым после иконостаса по значению композиционным и смысловым центром».

В настоящее время можно констатировать, что ученые Финляндии и Советского Союза в сложнейших условиях военного и послевоенного времени сохранили неповторимое духовное и художественное наследие мирового уровня, утрата которого была бы невосполнимой потерей для последующих поколений.

Счастливым обстоятельством является наличие текстового описания живописной палитры икон «неба» Преображенской церкви, зафиксированное финскими исследователями в 1943–1944 гг., а также не менее ценных акварельных зарисовок с натуры, выполненных Н.А.Ильинской, Л.М.Лисенко и Б.В.Гнедовским в 1946–1947 гг.

Сохранившиеся комплексы церковных и часовенных «небес» Заонежья могут послужить также ценными аналогами в разрешении отдельных живописных моментов.

Таким образом, казалось ранее почти несбыточная идея воссоздания икон «неба» Преображенской церкви обретает свой реальный шанс.

Прошу Ваших молитв, чтобы все получилось и «небеса» вновь украшали главную церковь на Кижах.

Помогай Господь!

Материал с использованием сайта музей-заповедник «Кижи».  https://kizhi.karelia.ru

Прокрутить вверх
Пролистать наверх