Нательный образок (продолжение - значение и символика православных крестов)

Нательный образок (продолжение — значение и символика православных крестов)

В продолжение своей статьи «Нательный образок» я хотел бы рассказать о значение и символике православных крестов.

Восьмиконечный крест

Это – самый распространенный крест в России. Форма этого Креста более всего соответствует тому кресту, на котором был распят Христос.
Верхняя перекладина – табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Понтий Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина – подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение.
Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг, по слову Его:  «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14,6).  Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста.
Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны (католический вид, о чем я уже подробно рассказал в первой статье «Нательный образок»).
Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть невластна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви.
Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине – приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой – луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своей Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям.

Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений.
В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов). Средняя длинная перекладина вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце – как образ славы Божества, луна – как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога).
Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все «начало быть». Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершить свой путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собой проклятую ранее за грех Адама землю, но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собой все – от земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее.

Крест имеет многочисленные значения и с других духовных точек зрения. Многие прекрасные толкования разных духовных значений Креста Господня содержатся в творениях святых отцов.

Я не смогу, в этой краткой статье, описать все виды древних Крестов, поэтому остановлюсь и перечислю лишь некоторые из них:

Крест седмиконечный, имеет одну верхнюю перекладину и косое подножие. Такие кресты воздвигались на куполах русских храмов.

Нательный образок (продолжение - значение и символика православных крестов)
Крест седмиконечный

— Крест шестиконечный, с наклонной нижней перекладиной – один из древних русских крестов.

Нательный образок (продолжение - значение и символика православных крестов)
Крест шестиконечный

—  Крест четвероконечный «каплевидный» — издавна одна из любимых и распространенных у христиан форм креста. Кровью Своей окропил Спаситель крестное древо, навеки придав кресту Его силу.

Нательный образок (продолжение - значение и символика православных крестов)
Крест четвероконечный «каплевидный»

— Крест «Трилистник» — концы этого креста состоят как бы из трех полукруглых листочков, иногда с шишечкой на каждом из них. Это форма чаще других употребляется для изготовления напрестольных крестов.

Нательный образок (продолжение - значение и символика православных крестов)
Крест «Трилистник»

— Крест «Андреевский». Крест в форме греческой буквы Х (скрывающий еще и имя Христа) называется «Андреевским» потому, что именно на токам кресте был распят апостол Андрей Первозванный. В 1694 году император Петр Великий приказал поместить изображение Андреевского креста на военно-морском флаге, который с этих пор называется «Андреевский» флаг.

Нательный образок (продолжение - значение и символика православных крестов)
Крест «Андреевский»

— Крест схимнический, или «Голгофа». Во времена Иисуса Христа приговоренных к казни на кресте преступников заставляли самих нести на себе это орудие к Лобному месту. И Спасителя мира казнили как преступника. Он нес свой тяжелый крест на Голгофу Сам. Смерть Христа на кресте придала кресту Голгофы славу на все времена. Он стал символом восстания из мертвых и обретения вечной жизни в Царствии Иисуса Христа, величайшим символом силы и власти Христовой.
Второе название – «схимнический» — этот крест получил потому, что именно такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы.

Нательный образок (продолжение - значение и символика православных крестов)
Крест схимнический, или «Голгофа»

— Крест «монограмма Константина».  Святой равноапостольный царь Константин увидел сон: небо и знамение на нем, и явился ему Христос и повелел царю сделать знамя, подобное виденному на небе, чтобы употреблять его для защиты от нападения врагов. Константин, выполнил волю Божию…

Нательный образок (продолжение - значение и символика православных крестов)
Крест «монограмма Константина»

— Крест «просфорный-константиновский».  Этот крест, по форме напоминает «мальтийский», имеет по четырем сторонам слова на греческом «IC.NIKA», что означает – «Иисус Христос – Победитель». Именно этот крест с прибавлением слов «IC.XC.НИКА» печатается, по древней традиции, на просфорах.

Нательный образок (продолжение - значение и символика православных крестов)
Крест «просфорный-константиновский»

— Крест «накупольный» с полумесяцем.  Крест четырехконечный с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх, — очень древний вид Креста. Чаще всего такие кресты ставились и ставятся на куполах храмов. Крест и полукружие означают якорь  спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем в Царстве Божие (есть и другие толкования этого символа).

Нательный образок (продолжение - значение и символика православных крестов)
Крест «накупольный» с полумесяцем

Есть и другие виды крестов, но в этой небольшой статье, я не смогу описать их всех….

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!

Иван Кижский

Прокрутить вверх
Пролистать наверх