Кижская волость с центром на острове Кижи, объединявшая окрестные деревни (число которых в отдельные периоды достигало более сотни), где находились и находятся и по ныне главные церкви округа – Преображенская и Покровская.
Строительство, поддержание и ремонт церквей велись на средства и стараниями кижских крестьян.
Кижская община нанимала плотников, следила за работой мастеров, а когда требовалось помогала мастерам рабочей силой, крестьяне на свои деньги приобретали и дарили все необходимое для богослужения и благоукрашения храмов.
В те века по богатству церквей судили о зажиточности прихожан. По архивным документам XIX-XX вв. можно узнать, какие пожертвования и кто их делал тогда в кижские храмы.
Через о. Кижи пролегал путь паломников в Соловецкий монастырь, проходивший через Клименецкий монастырь и Кижский погост и далее на Кузаранду и Повенец. Проезжающие паломники часто жертвовали на Кижские храмы, вот несколько сведений об этом:
— в 1814 г. к иконе «Спаса Всемилостивого» в Преображенской церкви была пожертвована: «…риза… серебряная 84 пробы чеканной работы, позолоченная, весом 13 фунтов, работана в С.-Петербурге в 1814 г. на сумму доброхотных дателей, плачено 2 тыс. руб.». В качестве сравнения: стоимость двухэтажного богатого дома в Кижской волости в середине XIX в. была 600 руб. серебром;
— в 1847 г. в храм «безвестными благодетелями» были пожертвованы одежда для плащаницы и две пелены к ней, пелены к иконе «Спаса Всемилостивого» и пожертвования облачения для священнослужителей.
Для поддержания самих зданий Кижских храмов постоянно требовались средства, которые получали за счет продажи натуральных приношений и пожертвований. Их традиционно собирали в пасхальную неделю после молебнов во время обхода деревень настоятелем прихода.
В опубликованных В. А. Гущиной и Б. А. Гущиным документах среди пожертвований прихожан чаще всего упоминаются хлеб зерновой и печеный, холсты, полотенца, платки, ленточки, «разные привесы крестиков к иконам», шерсть.
Вырученные от продажи части этих даров деньги шли на окраску Покровской и Преображенской церквей, на ремонты церквей, на украшение храма, на позолоту иконостаса Преображенской церкви, на перекрытие кровли. На эти же работы тратились и денежные пожертвования, внесенные «разными лицами».
В начале XX в. на позолоту иконостаса Преображенской церкви и ремонтные работы в Покровской церкви большая часть средств была пожертвована именно благотворителями. Из затраченной суммы в 3806 руб. 50 коп. благотворителями было пожертвовано 3194 руб. и только 612 руб. взято из церковной казны.
В 1903 г. на 718 руб. 49 коп. пожертвований в Покровской церкви были исправлены полы, «иконостас и прочие киоты», оштукатурены стены и потолки, в алтаре сделана изразцовая, а в трапезной — две железные печи. Иконы в иконостасе и в храме были исправлены на средства прихожан.
Сбор средств на поддержание церквей велся не только среди крестьян окрестных деревень, но и в столице, где жили выходцы из кижского прихода: «…Пожертвовано некоторыми проживающими в Санкт-Петербурге разными лицами из прихожан на благоукрашение Преображенской церкви 203 руб. 40 коп.».
Для сбора крупных сумм благотворительных пожертвований часто прибегали к подписным листам. В 1882 г. «ввиду необходимости позолотить иконостас Спасо-Преображенской церкви» причт и прихожане пришли к выводу, «…что по громадности обозначенного иконостаса, местными средствами исправить оный нет никакой возможности, а потому необходимо прибегнуть к помощи посторонних благотворителей и просить Епархиальное Начальство о выдаче пригласительного листа на имя крестьянина деревни Волкостров Ивана Павлова Никонова, проживающего приказчиком у купца Капустина и изъявившего свое усердие принять свое посильное участие в приглашении лиц ему известных на пожертвование Храма Божия… усердием которого собрано 183 руб. 30 коп. серебром и представлено в церковь в конце года». Документы церковных приходных книг сохранили имена крестьян, которые делали крупные и небольшие вклады. Многие из этих вкладов были сделаны столичными купцами и мещанами, выходцами из Кижской волости.
Среди посадских людей Кижской волости еще в 20-х гг. XVIII в. значился Елизар Федосеев Ольхин со своим восьмилетним сыном Василием.
Позднее Е. Ф. Ольхин стал олонецким купцом (так он поименован в завещании его сына Василия), а сам Василий Елизарьевич Ольхин в 1742 г., после смерти отца, переписался в купечество 1 гильдии Санкт-Петербурга и стал одним из богатейших негоциантов столицы.
Видимо именно Василий Ольхин, в память о родителях, пожертвовал в Преображенскую церковь: «…Священные сосуды: двои… серебряные… неизвестно в каком году умершим Санкт-Петербургским купцом Ольхиным с написанием его имени (Елиазара и Епистимии), а в 1820 г. вызолочены наследниками того Ольхина…».
Василий Ольхин в столице был «бумажной и перловых круп, картонной фабрик и ластовых мореходных судов содержателем», а также поставщиком рыбы ко двору императрицы Елизаветы Петровны и устроителем первых садков в Санкт-Петербурге.
С 1759 г. В. Ольхин стал содержателем нескольких петербургских мостов. Один из них, известный до сих пор — Тучков мост, он построил совместно с тремя другими петербургскими купцами. 22 декабря 1758 г. вышел сенатский указ, который гласил, что купцам Василию Ольхину и товарищам его Ивану Яковлеву и Абраму Тучкову «объявленные в Санкт-Петербурге через реки три моста… отдать в вечное и потомственное содержание». Имя последнего из купцов, который выделил больше средств на сооружение переправы, чем его товарищи, и закрепилось за мостом через Малую Неву. В XVIII в. это был самый длинный петербургский мост — 900 метров. Тогда он носил название Никольский и был деревянный.
В 1875 г. представитель крестьянской ветви рода Ольхиных – Михаил Евсеев Ольхин, проживавший в бумажной лавке в С.-Петербурге, «пожертвовал в Покровскую церковь образ св. Архистратига Михаила с большим ореховым иконостасом, украшенный резьбой и позолотой (стоит не менее 200 руб.)».
В 1818 г. Преображенской церкви подарен колокол (1 пуд, % фунта 3 четверика). Даритель — петербургский купец Родион Никулин «со товарищи», родом из деревни Грузиловская (Телятниково). В 1821 г. им были пожертвованы в храм Преображения к иконе Спаса Всемилостивого «…лампада малая серебряная стоящая 100 руб. и… ризы парчовые стоят около 400 рублей». В 1824 г. он жертвует «ризы голевой парчи на зеленом бархате.. ,» и «пояс парчи с золотыми травами».
В 1834 г. купчихой Никулиной в Покровскую церковь была пожертвована «на престол одежда и покров голевой парчи» и стихарь дьяческой.
В 1843 г. в Покровскую церковь этой же купеческой семьей были пожертвованы: «ризы парчовые на голубом бархате», «епитрахиль парчи золотой с сребряными травами», епитрахиль «парчевая голубого бархату», «стихарь парчовой на голубом бархате», пояс «парчевой», «орарь парчевой на голубом бархате».
В 1859 г. в Преображенскую церковь купцом Никулиным, имени не указано, были пожертвованы сшитые из «золотистой парчи» священнические ризы, парный епитрахиль, поручи, дияконской стихарь и к нему парный орарь.
Летом 2012 г., во время реставрационных работ на Преображенской церкви Кижского погоста, из-под опоры каркаса была вынута надгробная плита с надписью, гласившей: «На сем месте погребено тело раба Божия Санкт Петербургского купца Трофима Ивановича Никулина родившегося в сей Кижской волости в деревне Потаневской. Прибыл он из Санкт Петербурга сюда на родину в мае месяце 1835 г., а скончался 22 сентября того же года на 51 г. от рождения». На обороте плиты поминальная надпись его дочери Февронии, похороненной вместе с отцом. Пожертвования в храмы вносили несколько поколений этой семьи.
Перед иконой «Всемилостивый Спас» в Преображенской церкви стоял «подсвечник большой медный посеребренный, пожертвованный С.-Петербургским мещанином Корнилом Семеновым Круговым», который до 1818 г. был крестьянином д. Окуловская (Наволок).
В документах 40-60-х гг. XIX в. часто упоминается в качестве дарителя крестьянская вдова Татьяна Гавриловна Кругова — жена племянника Корнила Крутова. В 1860 г. она пожертвовала в Покровскую церковь великопостные одеяния: «Священнические ризы чернаго плису…, таковую же епитрахиль, препоясание такое же парное, дьяконовский стихарь тоже парный черного плису, орарь таковой же парный», а в 1849 г. — парчовый покров на престол и шелковые одежды на жертвенник в Никольский придел.
В 1862 г. на престол в Преображенскую церковь ею была пожертвована парчовая риза. Помимо этого, она делала и денежные вклады. В 1862 г. «…на поправку Покровской церкви… 100 руб. серебром», а в 1889 г. «…на окраску Покровской церкви, на поминовение мужа ее 20 руб.».
Следует отметить, что дары «на помин души» неоднократно встречаются в документах. Так, в 1856 г. в Покровскую церковь поступила напрестольная одежда, «…сшитая из пожертвованого парчевого покрова… по умертвию кр. Антона Максимова Ошевнева». Этим крестьянином была в свое время пожертвована в ту же церковь «…плащаница писанная на полотне самой высокой работы», которая сейчас хранится в фондах музея «Кижи».
Одними из самых богатых и успешных жителей Кижской волости, которым удалось проявить себя как предприниматели в столице, была крестьянская семья Симеоновых из деревни Шлямино на о. Волкостров. Мирон Егорович Симеонов еще мальчиком уехал в Петербург, где впоследствии стал купцом, имел недвижимость (три доходных дома) и жил в своем собственном доме, расположенном на ул. Газовой Петербургской стороны, недалеко от Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. По его заказу в 1908 г. на заводе сыновей Порфирия Ивановича Оловянникова в г. Ярославле был отлит колокол «для церкви Преображения Спаса».
До Великой Отечественной войны, согласно материалам архива Л. Петтерссона, на колокольне Спасо-Кижского погоста висел еще один колокол, отлитый в 1812 г., на котором была отлита надпись: «…усердием прихожан Гаврилы Жаренникова и Якова Дехтярева, усилиями прихожан и добровольных дарителей, а именно по инициативе Белозерских мещан Ивана и Михаила Михайловичей Грешниковых». Первый из этих дарителей происходит из деревни Жарниково, а второй — из деревни Кургеницы.
В сентябре 1858 г. было «…получено из С.-Петербурга от крестьян Кижского прихода дер. Телятниково Матвея Яковлева Вавилина и дер. Кижского острова Северного конца Ивана Васильева Морозова, присланные ими в Спасо-Преображенскую церковь иконостас с иконою Успения Божией Матери, поставленный за левым клиросом, стоящий ценою около 150-ти рублей серебром». Это был резной золоченый киот, составлявший пару киоту с иконой «Спас Всемилостивый», который стоял у правого клироса.
Годом ранее Матвей Вавилин прислал из столицы в Преображенскую церковь «…3 подсвечника, один из них выносящий, а два больших и в них по фарфоровой свечи большой. Подсвечники медные посеребренные, весу в них около пуда».
В самом конце XIX в. очень крупное денежное пожертвование на храмы на общую сумму 1000 рублей внесла вдова Степанида Андреевна Морозова. Дом, в котором жила семья Морозовых на о. Кижи, простоял до 50-х гг. XX в. и был одним из самых больших и богатых крестьянских домов округи.
Из крестьян Кижской волости, сделавших много крупных пожертвований на храмы в 50-60-х гг. XIX в., упоминается семья Ивана Гавриловича Чиворова из деревни Пустой Берег. Среди вкладов этих крестьян перечислены: «Святое Евангелие в серебряном окладе на красном бархате… 120 руб. серебром», напрестольный посеребренный крест с финифтью, «священические парные парчевыя ризы», «дьяконский стихарь с орарем такой же парчи» (в память по матери), «…образ преподобного Сергия Радонежского в серебряной ризе» с позолоченными венцами в киоте, «дароносица с сосудцами посребренная, потир и лжица внутри позлащенные», «хоругви писаны на злате», «воздуха бархатные на золоте», «лампадка серебряная пробная» и среди этих дорогих даров – «полотенце холстовое, по концам вышито разными бумагами».
Деда вкладчика — Мосея Алексеева Чиворова, как участника знаменитого Кижского восстания 1769-1771 гг., вместе с другими сослали в Тобольскую губернию. Он был единственным из всех подследственных, вернувшимся с каторги в 1782 г.
В 1865 г. крестьянин деревни Воробьи Акакий Стафеевич Воронцов прислал из Санкт-Петербурга в Преображенскую церковь целый набор священных предметов, выполненных из меди и посеребренных: напрестольный ковчег с финифтью, дароносицу, напрестольный крест, украшенный финифтью, венцы с финифтью, водосвятную чашу и кадильницу.
Этот крестьянин был одним из самых богатых в Кижской волости, имел сойму для перевозки скота и разного груза. Согласно местному преданию, А. Воронцов на свои деньги возвел в родной деревне часовню Во имя великомучеников Кирика и Иулитты и подарил ее односельчанам.
Далеко не все имена крестьян-вкладчиков были упомянуты в этой статье. Для кижан храмы Спасо-Кижского погоста были и остаются символами их духовного единства. Со всеми своими радостями и горестями шли они к своим храмам.
Именно кижским крестьянам наша культура должна быть признательна, поскольку их старанием и усердием храмы на острове Кижи были созданы, сохранены и теперь являются одним из ярких национальных символов нашего Отечества.
Материал с использованием сайта музей-заповедник «Кижи». https://kizhi.karelia.ru.