В остановившуюся на зиму крестьянскую жизнь и в страдную летнюю пору праздники были светлыми точками, отдохновением от будней, торжеством не только одной деревни или села, но целого округа.
Сотрудники музея «Кижи», воссоздали несколько летних праздников Кижской волости.
Самым большим храмовым праздником для Кижского прихода был летний Спасов день или Преображение Господне (19 августа по новому стилю). В Кижи приходил из Петрозаводска пароход с архиереем, была торжественная служба, угощение в доме священника (одних рыбников сиговых пекла его жена до 40 штук!).
В этот день на лодках к острову съезжались жители окрестных деревень. Народу было много: стояли не только в самой церкви, но и на крыльце, под крыльцом, места едва хватало в ограде, детей к причастию передавали на руках над головами прихожан.
Кроме Спасова дня, крестьяне Кижской прихода справляли множество часовенных праздников. Впечатляет их количество. Если 2 июля (все даты по новому стилю) праздновали день Варламия Хутынского в д. Пустой Берег и в Подъельниках, то 7 июля – Иванов день в д.Леликово.
12 июля, в Петров день, ездили на Волкостров, через четыре дня – знаменитый Корбов день, в конце июля (28) – день Кирика и Иулиты в д. Воробьи.
Август начинался с праздника Ильина дня в д.Телятниково и деревнях Сельги–Моталово, за ним следовали праздники в ближайших деревнях Сенногубского погоста – Макарьев день в Косельге (7 августа), Макковеев день в Сенной Губе (14 августа), Успение Богородицы в д.Васильево на острове Кижи (28 августа).
Мелькание праздничных дней подчинялось особому ритму, продиктованному трудом крестьянина. Заонежане были убеждены: «деревенские работы разбиты от праздника к празднику». С Петрова дня начинался сенокос, с Ильина – жатва ржи. Овес начинали жать со Спасова дня, а уборку льна приурочивали к празднику Успения. Праздники служили своеобразными координатами отсчета деревенских дел, даря людям отдых накануне очередного вида работ.
Обычай гостить, проводить праздничные дни вместе с родственниками еще в начале XX века казался вечным и незыблемым. Ездили не только к ближайшим родственникам, а «Бог знает к каким сродникам, приехать-то надо».
К празднику в своей деревне готовились заранее, ведь принимать приходилось человек 15–20, а в большой праздник набиралось 40–50 гостей. Стряпали к празднику помногу: «20–30 кг муки возьмем сразу». Накормить гостя полагалось «дoсыта». Говорили: «Праздник известный, гости неизвестны», «В праздник накормить человека, что в будни подать нищему».
В канун праздника замечалось движение по деревенской улице – «пестрая вереница людей». Приходили дальние гости – «к ночи, к двум». Ближние съезжались утром в праздник. Девушки несли «тукачки» – узлы и праздничного платья, парни – гармошки. Молодежь накануне праздника обязательно устраивала игрище – «ночное».
Утром, в день праздника, по обычаю посылалась лошадь или лодка за причтом. В часовенный праздник приходской священник обязательно приезжал даже в самую дальнюю деревню, его ждали с нетерпением, многие хозяева после службы стремились пригласить к себе батюшку. К молебну в церковь или часовню ходил каждый домохозяин с гостями. Дома обычно оставалась лишь старшая хозяйка – «большуха», чтобы закончить праздничную стряпню. После молебна, по дороге домой, видя знакомого и незнакомого, хозяева зазывали к себе: «Заходи погостить», «Не пройди, смотри, мимо».
Гостей проводили сначала в горницу, где дочери хозяев угощали чаем. Обедать переходили в избу. Подавали уху, горох или мясные щи (смотря какой праздник – постный или скоромный). Затем шли нескончаемые «перемены»: пироги разных сортов и фигур – рыбники, налетушки, колюбаки, калитки… Хозяева потчевали: «Кушайте, гости, не осудите за перемены!».
Наугощавшись, гости часто переходили в следующий дом, к другой родне. Таким образом, некоторые обходили всю деревню, начиная с первого дома. Где чаю попьют, где водочки (водкой угощали в небольших количествах и не всех, только избранных), где снова закусят. У редкого хозяина бывало в гостях менее 10 человек. Такие считались скупыми.
После обеда шли на гулянье. Девушки, взявшись за руки по 4–5 человек, прогуливались по деревенской улице. Парни с гармошками и балалайками следовали за ними. «В яркий летний день толпа, как живое цветочное поле». Тут же на деревенской улице устраивали небольшую торговлю. Продавали сладости и мелкие вещи: платки, броши, бусы, леденцы, веретена… «Торговцы торгуют, а люди гуляют».
Часа в 4, уже после обеда, начиналось молодежное игрище. В каждой деревне существовало свое примечательное место, ровное, вытоптанное несколькими поколениями. Первыми туда приходили девушки, рассевшись поудобнее на бревнах или траве, начинали петь. Заслышав звуки песни, подходили парни. Заводили круг, танцевали кадриль, лансье. Понемногу подходили к игрищу замужние женщины, старики, дети. Оживала вся деревня. Становились в кадриль и люди постарше. Игрище – главное удовольствие деревенской жизни. Ведь не повеселиться самому или, по крайней мере, не посмотреть на веселье других – все равно, что не быть «у праздника».
Разъезжались гости постепенно: ночевали дальние, а ближние после «пaужины» уезжали в конце дня. Проплясав до восхода солнца, переодевшись в дорожное платье, с песнями, гармошкой молодежь расходилась по ближайшим деревням.
Общий ход праздника был неизменен вплоть до 1920-х годов, до времени запрещения церковных служб.
Начиная с 1995 г. сотрудники музея «Кижи» решили восстановить некоторые часовенные праздники Кижской волости. Это было бы невозможно сделать без помощи церкви. Первым в музее «Кижи» отметили праздник равноапостольных Петра и Павла на Волкострове, затем – день мучеников Кирика и Иулиты в деревне Воробьи, Ильин день в деревне Телятниково, праздник Успения Богородицы в д.Васильево на острове Кижи. Праздник начинается с приезда священника и службы в часовне. Затем на улице расставляются столы с незамысловатым угощением. Многие из местных жителей приносят молоко, поспевшие уже ягоды и овощи к столу. Самовары кипят в домах загодя, так как в деревнях нет электричества. После трапезы – песни, непременная кадриль, редкая теперь гармошка. Прекрасным подарком к празднику являются составленные к празднику сотрудниками музея родословия известных крестьянских фамилий. Как приятно получить родословную своих предков, прослеженную до XVII века!
Местные жители начали привыкать к праздникам, многие специально приезжают из города в эти дни. Главное – в праздник можно встретиться, поговорить; увидеть «сродников», ощутить уважение приезжающих к собственной деревеньке.
Начиная с 1997 года после значительного перерыва (последний кижский священник Алексей Степанович Петухов был расстрелян в 1937 году) на «Кижах» стали проходить церковные службы, крестит прихожан, отпевает, венчает. Вечером в субботу и утром в воскресенье над островом плывет колокольный звон, созывая на службу….
Так же, как и много лет назад, появляются на озере лодки, везущие прихожан. Медленно–медленно, постепенно на кижской земле возрождается традиционная приходская жизнь.
Жизнь прихода – неотъемлемая часть крестьянской культуры.
Низкий поклон работникам музея «Кижи».
Материал с использованием сайта музей-заповедник «Кижи».
https://kizhi.karelia.ru/library/traditsionnaya-kultura-russkih-zaonezhya-dopolnitelnyie-materialyi/794.html