Научные сотрудники музея «Кижи» В. А. Гущина и Б. А. Гущин в 1974 году выявили ранее неизвестные материалы, которые дали основание для новых исследований по уточнению предыстории возникновения существующего ансамбля Кижского погоста.
Вот выдержка одного из найденных архивных документов:
«Погост Спасский в Кижах на Онега озере на Кижском острову, а на погосте строет церковь новую, тёплую, клетцки, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен предел во имя Николы Чюдотворца, настоящая церковь Преображения господня и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7202 ( 1693/1694 гг.) сгорели от молнии».
Данные архивных материалов помогли многое прояснить в истории создания Кижского архитектурного комплекса. Полученная информация позволила впервые установить следующее:
1. Выявить причину и время возгорания предшественниц кижских церквей: 1693/1694 годы.
2. Определить первоочерёдность построения новых церквей Кижского погоста. Согласно документу, первой после пожара начали строить Покровскую (зимнюю), а не Преображенскую (летнюю) церковь, как было принято считать прежде. Покровская церковь была построена не в 1764, а в 1694 году, то есть на 70 лет раньше и является не младше Преображенской церкви на 50 лет, а старше её на 20 лет!
3. Впервые установили изначальный клетский тип Покровской церкви.
4. Впервые получить сведения о наличии в помещении Покровской церкви придела Николая Чудотворца.
Как известно, придел – это дополнительная церковь во имя какого – либо святого, устроенная внутри основного здания церкви или пристроенная к нему.
5. Кроме того, Преображенская церковь в данном документе упоминается как «настоящая», что позволяет предположить, что она сгорела не полностью, в отличие от Покровской церкви, названной «прежней».
Впервые Спасский погост в Кижах был описан в 1496 году писцом Юрием Константиновичем Сабуровым.
В это время погост представлял собой вполне сложившийся населённый пункт. Значит, здесь были и церкви, появившиеся не позднее конца 15 века.
Кижский приход издавна считался одним из самых древних в Заонежье.
После пожара, возникшего в 1694 году, Покровская церковь строилась как тёплая, клетская — простейшего типа, с приделом Николы Угодника.
В Описи 1830 года, составленной священником Иоанном Феодуловым, о Покровской церкви и приделе Св. Николая, размещённого внутри её, определены его размеры: «Длина 1 сажень 2 ¼ аршина и ширина 1 сажень 2 1/2 аршина. Между приделом Св. Николая и церковью Покрова Богоматери находится капитальная стена. Её длина 4 сажени 11/2аршина и ширина такая же как у основной церкви. В приделе размещается довольно большая печь, два клироса (места для певчих) и перед клиросом с левой стороны, находится стол для сбора денег, так что для молящегося народа остаётся очень мало места. Алтарное помещение является тесным. Необходимо объединить церковь и боковой алтарь, убрав боковой придел Св. Николая с алтарным престолом и ликвидировать стену, которая отделяет боковой придел от основной церкви так, чтобы церковь стала больше и красивее, чем она есть сейчас».
Архивные исследования показали, что Никольский придел был разобран «за теснотою» в 1865 году. Об этом свидетельствует запись, сохранившаяся на иконе «Покров Богородицы».
Была ли Покровская церковь с шатровым завершением и когда?
Предположение В.А. и Б.А. Гущиных, сделанное на основе исторического анализа старинных деревянных церквей клетского и шатрового типа с характерным для этих церквей трёхстенным алтарём в отличие от более позднего пятистенного алтарного помещения и возможная их замена, нашло подтверждение при использовании пропорциональных соотношений предполагаемых архитектурно — конструктивных объёмов Покровской церкви клетского и шатрового типов, произведённых В.А. Крохиным. В результате предполагаемые образы клетской и шатровой церкви Покрова предстали в совсем иных пропорциональных соотношениях: с более соответствующим им трёхстенным алтарём.
Благодаря комплексным исследованиям последних лет с применением методов дендрохронологического анализа древесины и датирования А.Т. Яскеляйнен определил три строительных периода Покровской церкви:
1. Конец 17 века;
2.1710 – 1720 годы;
3. Начиная с 1749 года.
В 1999 году, через 25 лет, А.Т. Яскеляйнен подтверждает ранее высказанные доводы исследователей-историков ВА. и Б.А. Гущиных и архитектора — реставратора В.А. Крохина: «… можно предположить, что почти сразу же после пожара 1694 года был выстроен четверик новой Покровкой церкви с отапливаемым Никольским приделом…».
Крохин В.А. утверждает: в 1694 году построена клетская церковь, вероятно, с двускатной кровлей, увенчанной над центральным объёмом главой и трёхстенным алтарём с двускатной кровлей, увенчанной бочкой с главой. Обоснование: брёвна до 1694 года в нижней части сруба до уровня верха кровли над трапезной, четверика и продольных стен алтаря.
Это даёт основание считать датой постройки Покровской церкви 1694 год.
Таким образом, в результате исследований В.А. Крохина и А.Т. Яскеляйнена подтвердилось мнение В.А. и Б.А. Гущиных о времени постройки Покровской церкви в первоначальном клетском варианте в 1694 году, то есть на 70 лет раньше официальной, общепринятой даты – 1764 года, с последующими изменениями её образа в связи с дальнейшим формированием архитектурного ансамбля.
В результате творческих комплексных исследований специалистов разных профилей: архивных изысканий, натурных исследований, обмеров, гармонических пропорциональных измерений, методов дендрохронологического датирования древесины удалось заглянуть в глубь истории создания церкви Покрова Богоматери и её сопричастности к Кижскому архитектурному ансамблю на протяжении нескольких веков.
В дальнейшем за свою историю Покровская церковь претерпела несколько реконструктивных периодов.
Представленные материалы явились убедительными для пересмотра официально принятой даты постройки Покровской церкви. На основании экспертного заключения и последовавшим за ним приказа Министерства культуры РФ от 04 августа 2017 г. «О внесении изменений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» дата строительства Покровской церкви определена: 1694 год, 1720 — 1749 годы.
Данные сведения внедрялись в сознание музейных сотрудников непросто – более 40 лет (с момента выявления исторического документа в РГАДА в 1974 году).
Неторопливо накапливались и долго вызревали знания, прежде чем обрести уверенность в таком ответственном решении относительно объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО – Кижского архитектурного ансамбля.
Наличие на погосте «двухкомплектной» приходской церкви, вероятно, и позволяло не спешить с возведением небывалой, многоглавой Преображенской церкви.
Низкий поклон всем работникам музея Кижи, кто участвовал в этом непростом исследовании и особенно В. А. Гущиной и Б. А. Гущина.
Материал с использованием сайта музей-заповедник «Кижи». https://kizhi.karelia.ru/