Православные Таинства — это священнодействия (действие совершаемое священнослужителями), явленные в церковных обрядах, через которые верующим людям сообщается невидимая Божественная благодать.
Таинства Православной Церкви — все они были установлены Самим Господом, они описаны в Священном Писании.
История происхождения этих таинств – сложная и объемная тема, что бы полноценно разобрать и изучить их понадобиться не один день.
На эту тему написано много книг святыми отцами и богословами.
В этой небольшой статье я постараюсь кратко описать общие сведения и истории возникновения таинств.
В Православии семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение.
Таинство Крещения.
При крещении человек, как бы заново рождается, только духовно, он соединяется со Христом. Человек не может принимать других церковных таинств, если не принял первое таинство крещения. Совершается оно только один раз в жизни.
В Евангелии от Иоанна (3:5) сказано: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
В Евангелии от Матфея (28:19) «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Раньше, в первые века людей крестили без подготовки, сразу. Позже, уже со II века, стали готовить взрослых людей к крещению, которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху.
По истечении веков установился отдельный богослужебный обряд, так как оно происходит сейчас.
Таинство Миропомазания
Таинство Миропомазания, совершается сразу после таинства Крещения. Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.
Во 2-м Послание апостола Павла к Коринфянам, указано – «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог».
Таинство Миропомазания было установлено на Лаодикийском Соборе в 343 году.
Таинство Евхаристии
Из специально приготовленных хлеба и вина (Приготовленные дары), по молитве Священнослужителей становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и православные христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем это происходит не символически, а реально.
Это Таинство установлено самим Иисусом Христом на Тайной вечере, накануне Своей крестной смерти.
«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Евангелие от Иоанна 6:54).
Ближайшие ученики (Апостолы), после воскресения Иисуса Христа — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, совершали таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.
Таинство Исповеди
Христианин в присутствии священника (который является свидетелем перед Богом) кается в своих грехах и получает прощение от Господа, «руками» священника.
В Евангелие от Иоанна (20:21-23): «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
В Церкви изначально считалось, что исповедоваться нужно только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.
Таинство Елеосвящения
Специально освященным елеем помазывают больного человека и при помощи Благодать Божия, исцеляются телесные и душевные болезни и те грехи, в которых человек не может покаяться по своей немощи.
В Послании апостола Иакова, сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
Таинство Елеосвящения, еще называют – Соборованием. В Православии Соборование совершается не только в случае смертельной болезни, но и по традиции, один раз в год, обычно это делается во время Великого Поста.
Таинство Священства
Посвящение (рукоположение) в священный сан, наделяет христианина совершать церковные таинства и обряды. Совершать таинство Священства могут только епископы, так как они являются преемниками апостолов. Рукополагаемый в священника человек получает благодать самому совершать таинства, по благословению правящего епископа.
Апостолы, проповедуя Благую Весть и создавая новые церковные общины, ставили епископов, а те в свою очередь рукополагали священников себе в помощь. Отсюда и апостольская преемственность: каждого священника рукоположил епископ, того в свою очередь рукоположил другой епископ — и так вплоть до I века, до апостолов.
Таинство Брака
Мужчина и женщина, принявшие решение вступить в брак, получают на это благодатную помощь от Бога, делающую их брак не временным, а вечным, переходящим в Царство Небесное.
В Книге Бытия (2:24)., сказано: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
Византийский император Алексий I в XI веке издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак. Чинопоследование венчания, которое мы знаем сейчас, сложилось со временем.
Помогай Вам Господь.
Иван Кижский