В 1895-1896 учебном году в собственных домах священников, нашего края, располагалось 29 церковно-приходских школ.
Изучение истории общеобразовательной школы в России началось в конце XIX века. Сейчас появляются работы, признающие положительную роль церковных деятелей в области народного образования. Повышается интерес к истории церковных организаций конкретных регионов, в том числе Олонецкой губернии.
Олонецкий край не оставался в стороне от решения задач по развитию системы начального образования. О создании системы начальных школ в губернии дают представление материалы, содержащиеся в фондах Олонецкой духовной консистории и Олонецкого епархиального училищного совета, Национального архива Республики Карелия (НА РК), а так же статьи из журнала «Олонецкие епархиальные ведомости», работы земских и церковных деятелей, статистические отчеты Олонецкого земства и Олонецкого епархиального училищного совета. Анализ источников позволяет проследить деятельность духовного ведомства в развитии начального образования в крае, определить роль церкви в создании системы школ, ее участие в решении вопросов по введению в Олонецкой губернии всеобщего обучения в конце XIX – начале XX века.
Традиционно церковь была основным организатором начальных школ для крестьянства. Как правило, школы создавались приходскими священниками при церквях, а так же при монастырях и архиерейских домах. В Олонецкой губернии систематическое открытие приходских училищ началось в 1830 — 40-е годы в связи с созданием в 1828 году Олонецкой епархии. Школы могли открываться каждым причтом по его просьбе беспрепятственно. Программа обучения включала в себя чтение по часослову и псалтири, чистописание, начатки христианского учения, но могла варьироваться в различных школах. Срок обучения составлял один год. Все заботы по содержанию школ и преподавание в них лежали на местном священнике.
В 1868 году положение народного образования в Олонецкой губернии выглядело следующим образом: всего в крае насчитывалось 223 начальных школы, из числа сельских училищ земство получило 21,6 %, духовное ведомство имело 78,4 %. Одна школа действовала на площади в 503,68 кв. версты. По отношению к числу жителей обоего пола одно сельское училище приходилось на 1299 жителей. В среднем, в одной школе обучалось около 15 мальчиков и 3 девочек, всего – 18 человек.
Положение в губернии, как и в целом по стране, изменилось после выхода в 1884 году «Правил о церковно-приходских школах». Правительство акцентирует внимание на решении задач религиозно-нравственного воспитания. На первый план выдвигается церковь как наиболее традиционный институт, способствующий укреплению патриархальных и религиозных начал в народе. Церковные училища становятся основным типом школ для крестьянства, что приводит к некоторому увеличению правительственных ассигнований на приходские школы.
С середины 80-х годов XIX века в Олонецком крае наблюдается быстрый рост числа церковно-приходских школ. В 1896 году в губернии существовало 182 земских и 236 церковно-приходских школ.
Постепенно расширялась система школ, подотчетных церковному ведомству. В 1891 году в ведение и на содержание Святейшего Синода были переведены школы грамоты, традиционно создававшиеся по инициативе и на средства крестьян. Для обучения своих детей грамоте крестьянский сход приглашал на должность учителя грамотных людей. С середины 90-х годов XIX века для подготовки учителей школ грамоты в губернии начинают открываться второклассные церковно-приходские школы: в 1897 году — Вытегорская, Мошинская в Каргопольском уезде и Юргильская в Олонецком уезде, в 1901 году — Мятусовская второклассная школа в Лодейнопольском уезде и в 1904 году – Селецкая второклассная церковно-приходская школа в Повенецком уезде.
Все второклассные школы были мужские и насчитывали в 1904 году, по данным епархиального наблюдателя церковных школ, 310 учеников. Во второклассные церковно-приходские школы могли поступать лица всех сословий православного вероисповедания не моложе двенадцати с половиной лет.
Желающие принимались в школы только после прохождения курса одноклассной школы. Окончившие курс второклассной школы могли преподавать в школах грамоты, а так же, при желании, могли продолжать обучение в учительских семинариях, поступать на частную или церковную службу и т. д. В целом, церковные школы начинают играть активную роль не только в распространении грамотности, но и в подготовке учительских кадров для начальных училищ.
В конце XIX века в Олонецкой губернии, как и по всей России, существовала сложная разветвленная сеть начальных народных школ для крестьянства. Типы школ различались по принадлежности тому или иному ведомству, финансировавшему их: земские школы, школы Министерства народного просвещения и школы, подчиненные Духовному ведомству. Последние включали в себя школы грамоты, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы и второклассные церковно-приходские школы. Они различались по срокам обучения и по количеству преподаваемых предметов.
Одновременно с расширением сети церковных школ к концу XIX века устанавливается более четкая система управления школами духовного ведомства. С 1892 года контроль за церковно-приходскими школами берет на себя организованное в том же году Александро-Свирское православно-церковное братство. С 1895 года церковные школы перешли под управление специально созданного Епархиального училищного совета. В этом же году была учреждена должность епархиального наблюдателя, в обязанности которого входил контроль и управление всеми церковными школами епархии. В уездах были введены должности уездных наблюдателей церковных школ. В 1896 году функции Епархиальных училищных советов и епархиальных наблюдателей были четко определены и разграничены.
Непосредственное заведование церковно-приходскими школами было обязанностью приходских священников, которые одновременно являлись преподавателями Закона Божия в начальных училищах всех типов. Как заведующие церковных школ, приходские священники должны были руководить и наблюдать за правильной постановкой учебно-воспитательного дела в школе, заботиться о хозяйственной стороне жизни школы и изыскивать местные средства на школьные нужды. На заведующих школами лежала обязанность ведения отчетности и переписки с надлежащими лицами и учреждениями по делам школы, забота об открытии в приходе новых школ, повторительных классов и воскресных школ. Более того, заведующий обязан был помогать учителю во всех случаях, где это окажется нужным.
В первое время существования церковно-приходских школ священники нередко исполняли обязанности учителей, не получая почти никакого вознаграждения за свой труд. В рапорте благочинного второго благочиннического округа Петрозаводского уезда священника Петра Громова в Духовную консисторию сообщается, например, что в 1889 году «в церковно-приходских школах состояли учителями до половины учебного года местные священники, жалование за обучение не получали». По сведениям духовного ведомства, в 1887—1888 учебном году из 102 преподавателей церковно-приходских школ обязанности учителя и законоучителя совмещали 34 священника (33,3 %).
К концу XIX века положение начало меняться. В 1896-1897 учебном году из 155 учителей церковно-приходских школ члены причта составляли только 11 человек (7,1 %). Однако, обязанностью священника оставалось открытие и устройство церковно-приходских школ, заведование ими и преподавание Закона Божия. Ведущее положение священника в школе обусловливалось еще и тем, что на него, как духовного пастыря прихожан, возлагалось наблюдение за нравственным воспитанием учащихся.
Создание системы начальных школ было сопряжено со многими трудностями. Несмотря на то, что по сравнению с училищами других ведомств, земские школы стояли выше по уровню материального обеспечения и преподавания, земские организации и церковь сталкивались с одними и теми же проблемами. Они касались, прежде всего, материального обеспечения школ, подготовки учительских кадров и повышения квалификации учителей, общедоступности школы для всех детей губернии, включая карельское и вепсское население.
Согласно «Правилам» 1884 года церковные школы должны были открываться приходскими священниками на местные средства приходов или с пособиями от различных обществ и частных лиц, от казны. В отчетах Олонецкого епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ приводится общий перечень источников содержания церковных школ епархии.
Основным источником финансирования церковно-приходских школ были земские учреждения, за ними стояли пособия от крестьян и от Святейшего Синода, на последнем месте по размерам находились пособия от казны, а так же средства от частных пожертвований. Таким образом, несмотря на некоторую финансовую помощь в устройстве церковных школ от высшего духовного ведомства и от казны, основную часть средств эти школы получали из местных источников.
Материальное положение церковных школ в целом было очень скудным. Помещения для школ, как правило, обеспечивало местное духовенство. Чаще всего школы открывались в церковных домах, в домах священно- и церковнослужителей, в помещениях, нанимаемых благотворителями или церковью.
Снабжение церковно-приходских школ учебными пособиями и школьными принадлежностями входило в обязанности Епархиального училищного совета. Однако, на первых порах оно не было достаточным и постоянным. Классные принадлежности чаще всего приобретались на средства местных священников, на пожертвования крестьян и благотворителей. Часто поддержку в открытии церковно-приходских школ и предоставлении денежной и материальной помощи оказывали уездные отделения Александро-Свирского братства. Нередко члены Советов отделений братства производили экзамены в конце учебного года, проводили ревизии в школах.
Тип церковно-приходской школы рассматривался правительством как наиболее дешевый, предназначенный для основной массы крестьянства.
В конце XIX – начале XX века, правительство начинает обращать все большее внимание на развитие сети и улучшение деятельности церковно-приходских школ в России. В это время увеличивается и финансирование церковных школ в Олонецкой губернии. В связи с этим в церковно-приходских школах края, повышается качество преподавания, материальное обеспечение и увеличение их числа в губернии.
Заметную роль в улучшении положения церковных школ края в конце XIX – начале XX века сыграла деятельность епархиального наблюдателя церковных школ священника Николая Кирилловича Чукова, ставшего впоследствии митрополитом
Одну из первоочередных задач епархиальный наблюдатель видел в привлечении к работе квалифицированных учителей, в улучшении снабжения школ учебниками и методической литературой, повышении жалования учителей.
Во многом благодаря активной деятельности епархиального наблюдателя Н. К. Чукова и стремлению догнать в своем развитии земские школы, улучшается материальное состояние и обеспечение церковно-приходских школ, ведется работа по повышению квалификации учителей и уровня образования в школах.
На основе анализа источников можно сделать однозначный вывод о положительной роли церкви в развитии начального народного образования в Олонецкой губернии в конце XIX – начале XX века. В это время церковно-приходские школы занимают одно из основных мест в структуре начального образования в крае. Расширяется система школ, подотчетных духовному ведомству, складывается структура управления этими школами.
Наряду с общеобразовательными целями одной из главных задач церковно-приходской школы оставалось нравственное воспитание учащихся. Основываясь на примерах Священного Писания священник – преподаватель Закона Божия – помогал детям усваивать нравственные христианские нормы жизни.
Помогай Господь!
Материал с использованием сайта музей-заповедник «Кижи». https://kizhi.karelia.ru