23 июня по старому стилю или 6 июля по новому — празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской.
По преданию Владимирскую икону Божией Матери написал Евангелист Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.
Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».
В начале 12 века эта икона была прислана на русскую землю из Константинополя святому князю Мстиславу († 1132 ). Ее первым пребыванием был Девичий монастырь Вышгорода (удельный город святой равноапостольной великой княгини Ольги).
Святой Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукого) в 1155 году принес эту икону во Владимир, и поместил в только что построенном им знаменитом Успенском соборе, и с того времени икона получила наименование Владимирская.
Впервые эту икону принесли в Москву в конце 14 века (в 1395 году), таким образом Божия Матерь благословила и соединила духовные связи Византии и Руси.
В 1395 году татаро-монгольский завоеватель хан Тамерлан, захватив город Елец и направился к Москве. Великий князь Василий Димитриевич вышел со своим войском к Коломне и расположился у реки Оки.
В это время во Владимир, где находилась чудотворная икона, было послано духовенство, чтобы принести Владимирскую икону Божией Матери крестным ходом в Москву. Множество народа стоя на коленях, встречало и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» И случилось чудо, в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону, Тамерлан спал в своем шатре.
Во сне он увидел большую гору, с вершины которой к нему спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в ярком сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему уйти с Руси.
Проснувшись в страхе, Тамерлан спросил своих помощником о значении этого видения. И его сопровождавшие прорицатели ответили, что сияющая Жена – это Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тамерлан после недолгих раздумий, дал приказ своему огромному войску идти обратно.
В память об этом чудесного избавлении земли Русской от нашествия Тамерлана, где была встречена икона (на Кучковом поле), был построен Сретенский монастырь.
Еще одно избавление от татарского нашествия произошло в 1480 году. В этом году к реке Угре, подошло огромное войско хана Ахмата, на другом берегу стояли русские полки великого князя Иоанна III (1462–1505) , охраняющие Московские владения. Долго стояли друг против друга, войска хана и Московского князя не приступая к решительным действиям («стояние на Угре»). В это время вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы.
Пресвятая Богородица и в этот раз явила милость и заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отойти от берега реки Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом.
В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери.
При следующем нашествии татар в 1521 году, под предводительством хана Махмет-Гирея, который приблизился к Москве со своими полчищами, перед этим разрушая и сжигая все русские города и селения на своём пути.
Великий князь Василий собирает войско для защиты от татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.
В это самое время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери — главную святыню Москвы, — в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена.
Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали и столица Русского государства была спасена.
По установившейся традиции, перед этим чудотворным образом, совершались важнейшие события русской истории:
— избрание святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.);
— поставление первого Патриарха Московского и всея Руси святителя Иова (1589 г.);
— избрание святейшего Патриарха Тихона (1917 г.).
В день празднования Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена — 21 мая/3 июня 1971 г.
Исторические дни 21 мая, 23 июня и 26 августа (по старому стилю), связанные с этой святой иконой, стали памятными днями Русской Православной Церкви.