6 июля какой православный праздник?

6 июля какой православный праздник?

23 июня по старому стилю или 6 июля по новому — празднество Божией Матери в честь Ее святой иконы Владимирской. 

По преданию Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­сал Еван­ге­ли­ст Лу­кой на дос­ке от сто­ла, за ко­то­рым тра­пе­зо­вал Спа­си­тель с Пре­чи­стой Ма­те­рью и пра­вед­ным Иоси­фом.
Бо­жия Ма­терь, уви­дев этот об­раз, про­из­нес­ла: «От­ныне убла­жат Ме­ня все ро­ды. Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя с этой ико­ной да бу­дет».

В начале 12 века эта икона была прислана на русскую землю из Константинополя свя­то­му кня­зю Мсти­сла­ву († 1132 ). Ее первым пребыванием бы­л Де­ви­чий мо­на­сты­рь Вы­ш­го­ро­да (удель­ный го­ро­д свя­той рав­ноап­о­столь­ной ве­ли­кой кня­ги­ни Оль­ги).

Свя­той Ан­дрей Бо­го­люб­ский (сын Юрия Дол­го­ру­ко­го) в 1155 го­ду при­нес эту ико­ну во Вла­ди­мир, и по­ме­стил в только что построенном им зна­ме­ни­том Успен­ском со­бо­ре, и с то­го вре­ме­ни ико­на по­лу­чи­ла наиме­но­ва­ние Вла­ди­мир­ская.
Впервые эту икону принесли в Москву в конце 14 века (в 1395 го­ду), таким образом Бо­жия Ма­те­рь бла­го­сло­вила и соединила ду­хов­ные связи Ви­зан­тии и Ру­си.

В 1395 го­ду татаро-монгольский за­во­е­ва­тель хан Та­мер­лан, захватив го­род Елец и на­прав­ился к Москве. Ве­ли­кий князь Ва­си­лий Ди­мит­ри­е­вич вы­шел со своим вой­ском к Ко­ломне и расположился у реки Оки.

В это время во Вла­ди­мир, где на­хо­ди­лась чу­до­твор­ная ико­на, бы­ло по­сла­но ду­хо­вен­ство, чтобы принести Владимирскую икону Божией Матери крест­ным хо­дом в Москву.  Мно­же­ство на­ро­да стоя на ко­ле­нях, встречало и мо­ли­ло: «Ма­терь Бо­жия, спа­си зем­лю Рус­скую!»  И случилось чудо, в тот са­мый час, ко­гда жи­те­ли Моск­вы встре­ча­ли ико­ну, Та­мер­лан спал в сво­ем шат­ре.
Во сне он уви­дел большую го­ру, с вер­ши­ны ко­то­рой к нему спускались свя­ти­те­ли с зо­ло­ты­ми жез­ла­ми, а над ни­ми в ярком си­я­нии яви­лась Ве­ли­ча­вая Же­на. Она по­ве­ле­ла ему уйти с Руси.
Проснув­шись в страхе, Та­мер­лан спро­сил своих помощником о зна­че­нии этого ви­де­ния. И его сопровождавшие прорицатели от­ве­ти­ли, что си­я­ю­щая Же­на – это Ма­терь Бо­жия, ве­ли­кая За­щит­ни­ца хри­сти­ан. Та­мер­лан после недолгих раздумий, дал при­каз своему огромному войску ид­ти об­рат­но.

В па­мять об этом чу­дес­но­го из­бав­ле­нии земли Рус­ской от нашествия Та­мер­ла­на, где бы­ла встре­че­на ико­на (на Кучковом поле), был по­строен Сре­тен­ский мо­на­стырь.

Еще одно избавление от татарского нашествия произошло в 1480 году. В этом году к реке Угре, подошло огромное войско ха­на Ах­ма­та, на другом берегу стояли русские полки ве­ли­кого кня­зя Иоанна III (1462–1505) , охра­ня­ю­щие Мос­ков­ские вла­де­ния. Долго стояли друг про­тив дру­га, вой­ска ха­на и Мос­ков­ско­го кня­зя не при­сту­пая к ре­ши­тель­ным дей­стви­ям («сто­я­ние на Уг­ре»). В это время вся Москва мо­ли­лась сво­ей За­ступ­ни­це Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це о спа­се­нии пра­во­слав­ной сто­ли­цы.

Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и в этот раз явила милость и за­сту­пи­лась за Зем­лю рус­скую. Князь при­ка­зал сво­им вой­скам отойти от берега реки Уг­ры, же­лая до­ждать­ся пе­ре­хо­да та­тар, вра­ги же ре­ши­ли, что рус­ские за­ма­ни­ва­ют их в за­са­ду, и то­же ста­ли от­сту­пать, сна­ча­ла мед­лен­но, а но­чью по­бе­жа­ли, го­ни­мые стра­хом.
В бла­го­дар­ность за осво­бож­де­ние Рос­сии от та­тар и был уста­нов­лен празд­ник в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри.

При следующем на­ше­ствии та­тар в 1521 го­ду, под пред­во­ди­тель­ством ха­на Мах­мет-Ги­рея, который приблизился к Москве со своими пол­чи­щами, перед этим разрушая и сжигая все русские города и селения на своём пути.

Ве­ли­кий князь Ва­си­лий со­би­рает вой­ско для защиты от та­тар, а Мос­ков­ский мит­ро­по­лит Вар­ла­ам вме­сте с жи­те­ля­ми Моск­вы усерд­но мо­лил­ся об из­бав­ле­нии от ги­бе­ли.
 В это самое вре­мя од­на бла­го­че­сти­вая сле­пая ино­ки­ня име­ла ви­де­ние: из Спас­ских во­рот Крем­ля вы­хо­ди­ли мос­ков­ские свя­ти­те­ли, по­ки­дая го­род и уно­ся с со­бой Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри — глав­ную свя­тыню Моск­вы, — в на­ка­за­ние Бо­жие за гре­хи ее жи­те­лей. У Спас­ских во­рот свя­ти­те­лей встре­ти­ли пре­по­доб­ные Сер­гий Ра­до­неж­ский и Вар­ла­ам Ху­тын­ский, слез­но умо­ляя их не остав­лять Моск­вы. Все они вме­сте при­нес­ли Гос­по­ду пла­мен­ную мо­лит­ву о про­ще­нии со­гре­шив­ших и из­бав­ле­нии Моск­вы от вра­гов. По­сле этой мо­лит­вы свя­ти­те­ли воз­вра­ти­лись в Кремль и внес­ли об­рат­но Вла­ди­мир­скую свя­тую ико­ну. По­доб­ное же ви­де­ние бы­ло и мос­ков­ско­му свя­то­му, бла­жен­но­му Ва­си­лию, ко­то­ро­му бы­ло от­кры­то, что за­ступ­ле­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри и мо­лит­ва­ми свя­тых Москва бу­дет спа­се­на.
Та­тар­ско­му ха­ну бы­ло ви­де­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри, окру­жен­ной гроз­ным вой­ском, устре­мив­шим­ся на их пол­ки. Та­та­ры в стра­хе бе­жа­ли и сто­ли­ца Рус­ско­го го­су­дар­ства бы­ла спа­се­на.

По установившейся традиции, перед этим чудотворным образом, совер­шались важ­ней­шие со­бы­тия рус­ской ис­то­рии:
— из­бра­ние свя­ти­те­ля Ио­ны — Пред­сто­я­те­ля Ав­то­ке­фаль­ной Рус­ской Церк­ви (1448 г.);
— поставление пер­во­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си свя­ти­те­ля Иова (1589 г.);
—  избрание свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на (1917 г.).

В день празд­но­ва­ния Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ше­на ин­тро­ни­за­ция Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на — 21 мая/3 июня 1971 г.

Ис­то­ри­че­ские дни 21 мая, 23 июня и 26 ав­гу­ста (по старому стилю), свя­зан­ные с этой свя­той ико­ной, ста­ли па­мят­ны­ми дня­ми Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Прокрутить вверх
Пролистать наверх